Пророк наум молитва икона
Пророк наум молитва об учебе
Самое подробное описание: пророк наум молитва об учебе – для наших читателей и подписчиков.
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.
Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою.
Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святому пророку Науму
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.
Молитва всем святым и бесплотным небесным силам
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
Популярные молитвы:
Молитва преподобному Иоанну Рыльскому
Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу
Молитвы Преподобному Иову Почаевскому
Молитва первоверховному апостолу Павлу
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию
Молитва священномученику Киприану и мученице Иустинии
Молитва святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому, чудотворцу
Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу
Молитва Святителю Мартину Милостивому
Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу
Молитвы блаженной Ксении Петербургской
Имена Святых христианских угодников – целителей
Молитвы благодарственные каждодневные
Молитва святым, иные
Православные информеры для сайтов и блоговВсе молитвы .
Иконы, помогающие в учебе
Издавна православные люди возносили молитвы к Святым покровителям, помогающим детям в учебе, а учителям в их нелегком труде. Существует множество икон-покровителей учеников и учителей.
Помимо Всевышнего, в учении школьникам и студентам помогают Его угодники – православные святые.
Кроме того, существует несколько икон Пресвятой Богородицы, за которыми закрепилась слава чудотворных: по молитвам перед этими образами матери испрашивали разумения и успехов в учёбе для своих детей.
Мы расскажем Вам об основных иконах Богородицы и Святых, покровительствующих ученикам.Существуют три главные иконы Божьей Матери, перед которыми молятся об успехах в учёбе и удаче на экзаменах.
Первая из них – «Ключ разумения». Эта икона Божьей Матери помогает детям в учении, а также тем детям, у которых замечается слабое развитие умственных способностей. Посему-то она и именуется «Ключом разумения».
Еще одна икона Богородицы – зас тупница детей, получила название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь в воспитании детей. Икона «Воспитание» прославилась по всей России своими чудотворениями. Перед ней родители молятся за своих детей, прося Богородицу взять их под свой покров, послать разум и наполнить сердце мудростью.
Следующая икона Богоматери, помогающая ученикам, называется «Прибавление ума». Икона Божьей Матери «Прибавление ума» («Подательница ума») помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении. Также родители просят пред иконой «Прибавление Ума» о нравственном наставлении своих детей и обогащении их юных неокрепших умов христианской мудростью.
Переходя к иконам Святых, помогающих школьникам, студентам и учителям, нельзя не отметить образы Татьяны Римской, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Николая Чудотворца, Ксении Петербурской, Иоанна Рыльского, Кирилла и Мефодия, Наума Проповедника.
Святая Татьяна Римская почитается в России как небесная покровительница студентов. День памяти Святой совпадает с днем учреждения Московского Государственного университета и Днём студента в нашей стране.
При первом здании МГУ – факультете журналистики на улице Моховой – устроен небольшой храм в честь мученицы Татианы.
Помолиться ей накануне экзаменов часто приходят как студенты журфака, так и ученики других учреждений.Святой Преподобный Сергий Радонежский приступил к изучению наук в 7 лет. Однако с первых же дней в школе он понял, что не обладает талантом к учению: ребёнок даже не мог прочесть Святое Писание. Родители его ругали, а друзья и старшие браться подшучивали над несчастным школяром.
Он каждый день молился Господу Богу о том, чтобы тот помог ему овладеть грамотой и чтением. И чудо однажды свершилось: Сергий встретил благородного старца, под ликом которого скрывался Ангел Господень.
Мальчик излил незнакомцу душу, и тот пообещал ему, что мечты обязательно исполнятся – Сергий не только освоит Святое Писание, но и превзойдёт в учении всех своих знакомых.
В тот же день мальчик впервые смог прочесть строки из Евангелие правильно, причём он сделал это настолько красиво и проникновенно, что больше никому и в голову не приходило шутить над ним. Впоследствии и другие науки давались ему легко, однако он предпочёл вечное служение Господу.
За горячую веру и праведную жизнь Бог наградил святого даром чудотворений. За помощью к Сергию обращаются в самых разных случаях, и особенно охотно он откликается на молитвы об успехе в учёбе. Существуют многочисленные свидетельства священнослужителей о том, как во время обучения в семинарии или на пути иночества святой помогал им духовной поддержкой. Получают светлую помощь Сергия Радонежского и обычные студенты.
Иоанн Кронштадтский начал учиться в школе в 6 лет, но знания ему давались с огромным трудом. Это очень сильно печалило ребёнка – ведь на его обучение родители отдали все имеющиеся средства.
Сам святой об этом периоде своей жизни вспоминал так: «Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом, между звуком и буквою». Иоанн часто вставал ночью, чтобы помолиться Богу и в своём духовном диалоге просил Его о капли разумения, которая помогла бы понять науки и освоить грамоту.
Чаяния маленького Иоанна были услышаны – потихоньку дела в школе пошли на лад, и в итоге выпускался святой уже лучшим учеником, а впоследствии блестяще окончил Архангельскую семинарию и был за счёт государства зачислен в Духовную Академию Санкт-Петербурга.
Иоанн Кронштадтский всегда советовал искать утешение в искренней молитве и вере в Бога. А теперь он сам откликается на призывы страждущих и особенно – на молитвы об успешной учёбе.Блаженная Матрона Московская прославилась ещё в свои земные годы – она никогда не отказывала людям в помощи и сотворила множество чудес. Значительная их часть была связана с помощью в вопросах образования. Зинаида Жданова – ближайшая подруга святой – всегда восхищалась удивительной прозорливостью матушки.
Однажды святая даже помогла ей защитить диплом. Девушка училась в архитектурной академии и очень боялась защиты – руководитель открыто сообщил ей, что экзамен она не сдаст. В надежде на чудо студентка пришла в Матроне.
И хотя у святой не было никакого образования, она прикрыла глаза и внезапно начала перечислять имена известных архитекторов, названия улиц и даже номера домов в итальянском городе Флоренция. Создавалось впечатление, что Матрона видит всё это наяву – она подсказала Зинаиде, как надо усовершенствовать проект.
Всю ночь девушка переделывала чертежи, а утром, на защите, получила отличную оценку! Откликается Матрона Московская и на молитвы о помощи в учёбе и в наши дни.
Николай Угодник – великий чудотворец, которого чтят не только христиане, но и буддисты, и мусульмане. Святой охотно откликается на каждую добрую просьбу, в том числе и на молитвы о помощи в учёбе. О небесном покровительстве Николая успешной сдаче экзаменов или освоении наук существует множество свидетельств.
Православные также часто обращаются к Ксении Петербургской за помощью в делах образования и учебы.
Икона Иоанна Рыльского помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении, оберегает слабых детей и наставляет их на путь истинный.
Икона равноапостольных Кирилла и Мефодия помогает в просвещении ума и ограждении души от искушений иноверием и лжеучениями.Если в семье или среди близких и друзей есть учащиеся или студенты, или другие, кто сейчас находится на обучении, молитва перед их иконой помогает в приобретении знаний и иных навыков.
Они покровительствуют всем, кто прибегает к их молитвенной помощи в делах просветительских по отношению и к себе, и к другим.
Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня Святого Наума и 1 декабря обращались к пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день пророка Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте.
Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами.
Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой.
Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками.
Обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти Святого Наума.
Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня Святого Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.Источник: //xn----7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/prorok-naum-molitva-ob-uchebe/
Пророк Наум (VIIв. до Р.Х.)
Святой пророк Наум — один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езекии, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.
Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.
О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос — это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка — упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).
Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.
Книга пророка Наума
Пророческая Книга Наума — каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.
Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства.
Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).
Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона (около 824 – 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.
Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.
Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).
Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.
Падение столицы Ассирии Ниневии
Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.
Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.
Ниневия
Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.
При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля.
[attention type=green]Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии.
[/attention]
Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»
Ассирия
Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя.
Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя.
В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.
Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам.
Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.
На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.
Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей.
Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д.
Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».
Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы.
Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые», а Сеннахирим с угрозою удалился.Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).
Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.
Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.
Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле — Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.
Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально.
Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.
), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.
Падение Ниневии
Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).
После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.
Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.
***
Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»
В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.
Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви.
Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев.
Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.
Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.
Традиции на Руси в день Наума
«Пророк Наум наставит на ум» — говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.
В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока.
Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»).
Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.
Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.
Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.
Пророк Наум, Джеймс Тиссот (James Tissot)
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.
Материал подготовила Светлана Финогенова
Источник: hram-troicy.prihod.ru
Просмотрено (826) раз
Источник: //voskrcerkov.ru/2014/12/08/prorok-naum/
Пророк Наум – Церковь Успения Богородицы
14 декабря – память пророка Наума (VII до Р.Х.).
Святой пророк Наум — один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езекии, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.
Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель».
Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.
О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос — это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка — упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).
Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.
Падение столицы Ассириии Ниневии
Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.
Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.
Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.
При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля.
[attention type=green]Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии.
[/attention]
Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»
Ассирия
Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя.
Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя.
В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.
Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам.
Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.
На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.
Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей.
Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д.
Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».
Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы.
Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек.
И встали поутру, и вот, все тела мертвые», а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).
Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.
Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.
Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле — Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.
Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально.
Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.
), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.
Падение Ниневии
Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).
После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.
Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.
***
Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»
В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.
Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви.
Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев.
Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.
Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.
Святаго пророка Наума
Проро́ка Твоего́ Нау́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе, те́м Тя́ мо́лим: спаси́ ду́ши на́ша.
Пе́снь 1
Ирмо́с: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Припев: Святый пророче Науме, моли Бога о нас.
Нау́ме, Бо́жиим пома́зався, богоприя́тне, Ду́хом и Сего́ благода́тию просве́щся, те́м, Боже́ственное прозре́ние ума́ твоего́ чту́ще, ублажа́ем тя́, всеизря́дне.
Свы́ше огласи́вши, проро́че, твою́ ду́шу, Ду́ха благода́ть проро́ческое де́йство досто́йно вдохне́ и богодохнове́нен язы́к тво́й устро́и, досточу́дне.
Орга́н яви́лся еси́, ударя́емь Ду́ха бряца́лом, ревни́теля Бо́га воспева́я и все́м веща́я Боже́ственнаго суда́ нелицеме́рие, достосла́вне.Богоро́дичен: Преблагослове́нная Де́во Всечи́стая, ве́рою Тя́ и любо́вию, я́ко Бо́жию Ма́терь Честну́ю, пою́щия спаса́й от бе́д, реша́щи неукроти́мое свире́пство.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Прича́стием Животворя́щаго и Боже́ственнаго Ду́ха душе́ю бы́л еси́ богови́днейший: те́мже и да́льная я́ве все́м предвозвеща́ти Боже́ственным манове́нием ты́ предочи́стился еси́, богодохнове́нне.
Су́д на враги́ отмще́ния предзре́л еси́, блаже́нне богови́днейше, преоби́дящих нечести́вых Бо́жие долготерпе́ние, и ми́лость, и благосты́ню от неисце́льныя зло́бы.
Богоро́дичен: Иже дре́вле от небытия́ сотвори́вый вся́ческая, из Твоея́ святы́я утро́бы прохо́дит, Челове́к бы́в, Чи́стая, за человеколю́бие превели́кое Человеколю́бец, да челове́ки изба́вит.
Седа́лен, гла́с 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во
Несме́сен начерта́нием до́льным, сла́вне, ты́, у́м стяжа́в, Боже́ственнаго Ду́ха чисте́йшее, Нау́ме, прия́телище бы́л еси́, осия́ние Его́ прие́мля све́тло и все́м облиста́я; те́м тя́ мо́лим: о ми́ре ми́ра моли́ся.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Из Тебе́ вопло́щшагося Бо́га и Го́спода на́с ра́ди, истле́вших прегреше́ньми, моли́ приле́жно уще́дрити ны́ и отврати́ти я́рость и гне́в Сво́й, Чи́стая, от и́же ве́рою чту́щих и хва́лящих непреста́нно си́лу и держа́ву Его́.
КрестоБогоро́дичен:
На Кресте́ зря́щи Тя́, Христе́, Ма́ти Твоя́, во́лею посреде́ разбо́йников ви́сяща, растерза́ющися утро́бою, ма́терски глаго́лаше: безгре́шный Сы́не, ка́ко непра́ведно на Кресте́, я́коже злоде́й, пригвожде́н еси́, челове́ческий ро́д хотя́ оживи́ти, я́ко Благоутро́бен.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Сия́я заре́ю Ду́ха, ниневи́тяном преще́ние запусте́ния предвозвести́л еси́, Бо́жия си́лы проявля́я, богоявле́нне, неизбе́жное.
Су́д пра́ведный Зижди́теля пове́даеши, лю́тое всегуби́тельство лю́дем вражде́бным, я́ко проро́чествуя, провеща́л еси́, Нау́ме, Бо́жий проро́че всеблаже́нне.
Смиренному́дрием украша́ема, проро́ка Твоего́ душа́ к боговиде́нию Твоему́, Бла́же, преесте́ственно взя́ся и Боже́ственнаго виде́ния све́тлости.
Богоро́дичен: Мари́е, Госпоже́ тва́ри, Царя́ все́х ро́ждши, еди́на Всепе́тая, страсте́й мучи́тельства свобо́дна мя́ покажи́ моли́твами Твои́ми.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Непоро́чно и чи́сто житие́ стяжа́ти де́йством и просвеще́нием Свята́го Ду́ха, Нау́ме, сподоби́лся еси́, проро́че чу́дный.
Пло́ть покори́л еси́ самоде́ржцу уму́, усе́рдно восхожде́ния в се́рдце положи́в: те́мже явле́ния боголе́пнаго получи́л еси́.
Па́че ви́димых по́честей су́ть, и́же проро́чеством почествова́нных, те́ми бо веща́ет Святы́й Ду́х — Преблаги́й Госпо́дь.Богоро́дичен: Ниже́ у́м небе́сный и́стинно возмо́жет Тя́, Богома́ти, пе́ти досто́йно: Зижди́теля бо родила́ еси́, небе́сными пева́емаго си́лами.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.
Боже́ственныя благода́ти я́вльшася хра́м, ве́рнии, и прия́телище пречи́стое бы́вша, па́че ума́ богоявле́ния воспои́м.
Боже́ственнаго Ду́ха прие́м незаходи́мую зарю́ и у́м боже́ствен стяжа́в, благочести́выя к песнопе́нию наказу́ет.
Богоро́дичен: Мы́сленныя си́лы Тя́ и челове́честии вси́ ро́ди, я́ко Бо́га ро́ждшую, сла́вят всегда́, Благослове́нная Всенепоро́чная.
Конда́к, гла́с 4. Подо́бен: Яви́лся еси́
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце проро́чества бы́сть светле́йшаго прия́телище: зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая; сего́ ра́ди тя́ почита́ем, проро́че блаже́нне Нау́ме сла́вне.
Пе́снь 7
Ирмо́с: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Яко богови́днейша проро́ка иму́ще, лико́в нача́льника, че́стно пра́зднуем, боже́ственне, песнопою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.
Тя́, духодви́жимаго позна́вше орга́на и цевни́цу богодохнове́нну, призыва́ем засту́пника, пе́сньми пою́ще: Бо́же, благослове́н еси́.
Венча́ тя́ Госпо́дь проро́ка, чу́дне, и благода́ть тебе́ даде́ предглаго́лати бу́дущая, Ему́же вси́ песнопо́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: Две́рь непроходи́мую проро́к ви́де Тя́, Де́во Пречи́стая, ю́же Еди́н про́йде; Ему́же вси́ песнопое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Невеще́ственною заре́ю Нача́льныя Тро́ицы, проро́че, обожа́емь, пое́ши, ра́дуяся: вся́ дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Священноле́пно свяще́нную твою́ па́мять, проро́че чу́дный, чту́ще, пое́м: вся́ дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богоро́дичен: Укрепи́, Чи́стая, ду́шу мою́, разсла́бленную прегреше́ньми и страстьми́, я́ко да воспою́, Де́во, Твое́ Рождество́, препросла́вленное во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
На земли́ равноа́нгельное житие́ име́л еси́ вои́стинну и ны́не на небесе́х со Ангельскими ли́ки всели́лся еси́ бли́з Све́та Трисия́ннаго, Его́же насыща́яся, назира́й пою́щия тя́.
Тя́ Бо́гу приво́дим о ми́ре, блаже́нне, моли́твенника, моли́ приле́жно, проро́че, я́ко дерзнове́ние име́я, да́ти ве́рным благоле́пно пребыва́ющее ве́чное избавле́ние.
Богоро́дичен: Яко Бо́га ро́ждшую, сугу́ба же и соесте́ственна, имену́ем Тя́, ве́рнии, богоглаго́ливо Богоро́дицу Пречи́стую всеи́стинным зва́нием, честно́е Рождество́ пропове́дающе, Всесвята́я Богоневе́сто.
Молитва святому пророку Науму
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.
Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Источник: //xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_dekabr/kan_14dek_propok_naum.html