Шабатняя молитва на свечи

Содержание

Молитва зажигание свечей на шаббат

Шабатняя молитва на свечи

Данная статья содержит: молитва зажигание свечей на шаббат – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Иврит для начинающих t.me/kifakz

На поле славы остаются и те, кто умер со страху.

сидур начало субботы – сборник еврейских молитв на иврите

В пятницу вечером женщина при зажигании свечей произносит:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вецива́ну леадли́к нэр шэль шаба́т.

освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь субботы.

Далее принято произносить или петь:

Мир вам, посланцы-служители, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Придите с миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Благословите меня миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Идите с миром, посланцы мира, ангелы Всевышнего

Царя царей, Святого, благословен Он.

Кидуш над бокалом вина:

И был вечер, и было утро.

День шестой. И были завершены небо, земля и всё их воинство.

И закончил Б-г на седьмой день Свой труд, которым занимался, и в седьмой день отдыхал от всего Своего труда, которым занимался.

И благословил Б-г седьмой день, и освятил его,

ибо в этот день Он отдыхал от всего Своего труда, который был создан Б-гом для деяний.

Над бокалом вина:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной,

Который освятил нас Своими заповедями и благоволил нам,

наделив нас Своей святой субботой по любви и благосклонности – в память о сотворении мира,

первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта.

И Своей святой субботой по любви и благосклонности наделил нас.

Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу.

Кидуш в субботу утром:

(произносится над бокалом вина или над халой после утренней молитвы, до трапезы)

Если в субботу удержишь свою ногу, отказавшись от своих дел в Мой святой день, и назовёшь субботу отрадой, почтя святость Г-спода,

вехибадто́ мэасо́т дерахэ́ха мимецо́ хэфце́ха ведабэ́р дава́р, аз титана́г аль А-дона́й

и почтишь её отказом от своих занятий, не ища себе дел и не говоря о них, то удостоишься блаженства в Г-споде.

веиркавти́ха аль бамотэ́й арэ́ц веаахалти́ха нахала́т Яако́в ави́ха ки пи А-дона́й дибэ́р.

И возведу Я тебя на высоты земли, и насыщу тебя наделом Яакова, твоего праотца, потому что так изрекли уста Г-спода.

И пусть соблюдают субботу сыновья Израиля,

сделав субботу для всех своих поколений вечным заветом –

между Мной и сыновьями Израиля, как вечный знак.

Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю,

а в седьмой день отдыхал и пребывал в покое.

Помни субботний день, чтобы освящать его.

Шесть дней трудись и делай всю свою работу, но седьмой день – суббота Г-споду, твоему Б-гу:

ло таасэ́ холь мелаха́ ата́ увинха́ увитэ́ха авдэ́ха ваамате́ха увэмтэ́ха вегэре́ха ашэ́р бишарэ́ха,

не совершай никакой работы – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни чужеземец, который в твоих воротах.

Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и всё, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое.

Аль кэн бэра́х А-дона́й эт йом ашаба́т вайкадешэ́у.

Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Над хлебом (халой):

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, производящий хлеб из земли.

После окончания субботы, вечером, произносят, взяв в руки бокал вина:

Вот Б-г моего спасения. Буду спокоен и не устрашусь, ибо моя сила и моя песнь – Предвечный Г-сподь, Который был мне спасением.

Черпайте воду, ликуя, из источников спасения. Спасение – от Г-спода; на народе – Твоё благословение.

Г-сподь воинств – с нами; наша крепость – Б-г Яакова.

Г-сподь воинств, – счастлив человек, полагающийся на Тебя.

Г-сподь, спаси! Да ответит нам Царь, когда мы взываем к Нему!

У иудеев были свет, веселье, ликование и почёт. Да будет так и с нами!

Вознесу чашу спасений и призову Имя Г-спода!

Над бокалом вина:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий ароматные вещества.

(женщина зажигает свечу:)

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, творящий сияние огня.

Завершают авдалу словами:

Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,

Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.

Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.

Женщина может задуть свечу. Все желают друг другу:

Если текст мелкий, нажми Ctrl и крути колесо на мышке. Или Ctrl +

Зажигание свечей в шаббат

Существует субботняя молитва о зажигании свечей. И вот я слышала, что она некорректная, поскольку якобы Всевышний не заповедал зажигать свечи в шаббат. Хочу узнать ваше мнение — стоит ли ее использовать, и откуда вообще взялась эта традиция? (Алина)

Отвечает Дмитрий Ю., мессианский учитель:

Попробуем ответить относительно того, что заповедал Всевышний в шаббат.

Есть пять мицвот (заповедей), которые предписаны по традиции еврею. Две позитивные и три запрещающие.

Отдых в субботу. «А в седьмой день отдыхай» (Шмот, 23:12)

Делать шабат святым. «Помни день субботний, чтобы его освящать» (Шмот, 20:8).

Ну, понятно, что тут есть повод для творчества — как именно освящать и как именно отдыхать.

Думаю, гораздо больший повод для творчества, это следующие заповеди:

Запрещено работать в субботу. «Не делай никакой работы в шабат» (Шмот, 20:10).

Ну, на тему — что есть работа, а что таковой не является — тут те, кто ее создают, нашу традицию, не устают трудиться до сегодняшнего дня и продолжают выносить решения, что является работой, а что нет.

Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. Шмот 16:29 «Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день«

Опять таки, мы были в пустыне, а не в городе, ну и понятно, что дистанция субботнего пути была не указана, и 2000 локтей, так сказать, это творчество мудрецов.

Ну вот собственно мы и добрались до огня.

В субботу запрещено зажигать огонь. Шмот, 35:3 «Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу»

Итак, мы можем видеть запрет на зажигание огня.

Шмот, 16:23 И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра

Ну, понятно, и приготовление пищи, так как оно было связанно с разжиганием огня. Итак, пять основных, на этом все не заканчивается.

Итак, где же мы можем видеть заповедь зажигать, когда мы видим заповедь не зажигать и откуда взялась традиция зажигать, когда есть запрет не зажигать?

Источник: //xn----9sbewbkihfjfskz.xn--p1ai/molitva-zazhiganie-svechej-na-shabbat/

Шаббат. Праздники — Путеводитель по Израилю

Шабатняя молитва на свечи

Шаббат, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

  • Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шават) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3).

  • Ранее, Бог благословил сотворённых Им рыб, животных и птиц (Быт.1:22), затем человека и, наконец, субботу. Таким образом, три этапа благословения составляют возрастающую духовную прогрессию. Кроме того, согласно Пятикнижию, Бог освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, Шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

«это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:17).

«… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Говорится в Субботних молитвах: „и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал“.»

«Шаббат — не только „вечный союз“ между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира.

В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис.56:7).

Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.»

Отказ евреев от работы в Шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в Шаббат. Таким образом Шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения Храма.

Законы Шаббата

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата (но это наказание выполняет не человек, а сверхъестественные силы):

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31:13-16).

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата (ивр. קבלת שבת‎) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. יום שישי‎). Однако, за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением:

«ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת»,

что означае:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

С момента принятия евреем Шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы (ивр. מוצאי שבת‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ל”ט אבות מלאכה‎), включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха» (ивр. מנחה‎), «Встреча Субботы» (ивр. קבלת שבת‎) и «Маарив» (ивр. מעריב‎).

Освящение дня

Освящение дня (ивр. קידוש‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:

«ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы»,

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. נטילת ידיים‎).

Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים»,

что означает:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:

«ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи.

На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так по обычаю мудрецов Талмуда, не принято есть мясо и рыбу вместе.

Источник: //guide-israel.ru/country/12489-shabbat/

Шабат. Зажигание свечей

Шабатняя молитва на свечи

  1. Время зажигания свечей никогда не бывает постоянным: всё зависит от часового пояса, местоположения города и времени года, но выполнить эту мицву необходимо до захода солнца. Существуют специальные календари, в которых отражены даты и часы зажигания свечей на весь год. Их легко купить в специализированных еврейских магазинах или в синагоге.

    Если у вас нет расписания зажигания субботних свечей, сверьтесь с заходом солнца по местной газете и вычтите из него 18 минут: это время зажигания свечей. Такой порядок зажигания свечей является предпочтительным, однако вы можете зажечь свечи и за несколько минут до захода солнца.

    Однако необходимо помнить, что ваши часы могут быть отключены к тому времени, а зажигать свечи после наступления шабата — запрещено Торой. Причина, по которой мы зажигаем свечи за несколько минут до наступления шабата, — заключается в том, что мы опасаемся не успеть встретить шабат вовремя. Яркий пример – отправление поезда, уходящего от станции в назначенный час.

    Прибудь вы на вокзал минутой позже, — опоздаете на поезд. Поэтому существует такая мицва — добавлять немного времени до наступления шабата и после его окончания. Кстати, хотя большинство общин зажигают свечи за 18 минут до захода солнца, их местные обычаи могут различаться. Например, в Иерусалиме зажигают свечи за 40 минут до захода.

  1. Для зажигания обычно используют белые свечи, но можно взять и других цветов, если те будут гореть на протяжении двух-трёх часов. Не рекомендуется применять ханукальные свечи или свечи, используемые по случаю дня рождения, так как они очень быстро сгорают.

  1. Свечи зажигают на видном и тихом месте, избегая любого ветра, который может погасить их пламя в любой момент, или заставит гореть быстрее положенного. Постарайтесь не размещать свечи в местах, легко доступных  для детей.

    (Существует немало историй, повествующих о детях, которые невинно гасили пламя свечей, как на праздничном торте!)

  1. Не старайтесь погасить свечи раньше времени, позвольте им сгореть до конца. Если по какой-то причине свеча преждевременно погаснет, не переживайте, — ваша мицва уже выполнена.

  1. После того, как вы зажгли свечи, их нельзя переносить на другое место, разве что после шабата.
  1. Некоторые имеют обычай класть несколько монет в ящик для цдаки перед тем, как начнут зажигать шабатние свечи.
  1. В знак глубокого уважения к традиции, замужние женщины покрывают свои волосы платком перед выполнением мицвы.
  1. Пока женщины встречают шабат зажиганием свечей, мужчины обычно принимают участие в молитвенных служениях в синагоге.

Благословение над свечами

Женщина зажигает свечи, а затем простирает ладони над пламенем, и, круговыми движениями, как бы огибая кистью своей руки полусферу, трижды легонько посылает пламя на себя. После этого она прикрывает ладонями глаза, словно заслоняясь от света, и произносит следующее благословение:

«Барух Ата, Адо-най Эло-ѓэйну Мэлех ѓа-Олам ашер кидшану бэ-мицвотав вэ-цивану леѓадлик нэр шель шабат кодеш.

Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам зажигать субботние свечи».

После произнесения благословения, отводят немного времени для того, чтобы благословить Б-га за то, что Он посылает нам здоровье, процветание и радость жизни. Существует даже особая молитва, составленная женщинами и предназначенная для женщин, в которую включается следующая мысль:

«Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, быть милостивым ко мне (и к моему супругу, детям, родителям) и всей моей семье; даруй нам и всему Израилю доброй и долгой жизни; вспомни о нас добрым именем и благослови нас; удостой нас спасения Твоего и сострадания Твоего; одари нас благословениями в преизбытке; пошли хозяйству нашему огромное изобилие, увенчав дом наш ощущением Твоего Б-жественного присутствия, обитающего среди нас.

Сделай меня достойной воспитывать и учить детей и внуков, чтобы они были мудрыми и понимающими, любящими Б-га и людей истины, святыми и неразделёнными со Вс-могущим, чтобы они несли в мир свет Торы и доброту, и служили Б-гу всем сердцем своим. Пожалуйста, услышь молитву мою, как заслужили того наши праматери Сарра, Ривка, Рахель и Лея и дай уверенность мне, что наша жизнь никогда не потускнеет. Узри нас светлым лицом Своим, и да будем мы спасены. Амен».

Наступило время поговорить с Б-гом. Выражайте свои мысли, желания, прошения. А-Шем хочет услышать ваши просьбы и молитвы.

Когда вы направляете на себя пламя горящей свечи, вы словно притягиваете святость и духовность шабатнего праздника в свой дом и в свою жизнь. Согласно еврейской традиции, число «3» представляет собой посвящённость и силу.

Когда добрый поступок выполняется трижды, тогда он объединяется в единое целое, чтобы привести к положительному результату.

И наоборот, когда грех совершается, как минимум, три раза, его острота и чувствительность к нему ослабевает, душа человека начинает «коченеть», что приводит к отрицательному результату.

Как правило, если кто-то читает благословение, а затем выполняет условия традиции (например, говорит кидуш, а затем выпивает вино), то последующее зажигание свечей отменяет святость.

Это происходит потому, что, тот, кто читает благословение, принимает на себя порядок и начало шабата, и поэтому уже не имеет права зажигать свечи.

А здесь мы поступаем напротив: закрывая глаза при произнесении благословения и открывая их после него, мы словно слышим впервые предстоящее благословение, выполняя тем самым заповедь.

Кто имеет право зажигать свечи?

Обычно свечи зажигает замужняя женщина от имени всей ее семьи. Но, если по каким-то причинам она не может этого сделать, то зажечь свечи вправе муж или старший ребёнок.

Незамужние женщины и неженатые мужчины зажигают свечи самостоятельно, если их матери не делают этого от их имени.

Сколько свечей необходимо зажигать?

По этому вопросу нет определённого ответа, так как существуют разные обычаи. Некоторые люди зажигают одну свечу, пока они не замужем (не женаты), и две, — если замужем (женаты).

Другие зажигают две свечи, независимо от семейного положения. Родители часто добавляют дополнительную свечу по количеству детей в семье.

(Дома с большим количеством детей напоминают пламенем шабатних свечей небольшой костёр!)

Самый распространённый обычай — зажечь две свечи. Одну — по заповеди «помни» шабат, а другую — по заповеди «храни» шабат. (Б-г произнёс эти два призыва на одном дыхании во время дарования Десяти Речений).

Что, если мы не будем находиться дома во время ужина в шабат?

Зажигайте свечи в том случае, если вы планируете ночевать дома, и, пока вы к тому времени вернётесь, они будут по-прежнему гореть. В противном случае, зажгите свечи и задержитесь дома до наступления темноты, прежде чем отправиться к кому-то на ужин.

(Если вы боитесь оставлять свечи без присмотра, зажгите их и оставьте в раковине, которой не будете пользоваться во время шабата).

Что, если у меня не получится вернуться домой к заходу солнца?

Некоторые полагают, что зажигать свечи настолько важно, что лучше это сделать позже, чем вообще не делать этого. Это заблуждение. Лучше совсем не зажигать свечей, чем нарушить запрет «разжигание огня в шабат». Попробуйте запланировать вторую половину дня пятницы так, чтобы вы смогли находиться дома во время зажигания свечей.

Как насчёт зажигания свечей в летнее время, когда солнце заходит довольно поздно? Считаете, что нам нужно ужинать в пятницу в 9:30 вечера?

Разрешается «начинать шабат рано». Это выражается в зажигании свечей или «принятии шабата» в устной форме. Самое раннее время для начала шабата — это час (час пятнадцать) до захода солнца.

Многие общины практикуют такое начало в летнее время, когда солнце заходит не очень рано, тогда и дети будут ужинать в пятницу не столь поздно.

Вечерние служения в пятницу в летнее время года обычно проходят в две смены: одна — для соблюдающих «ранний» шабат, а другая — для тех, кто встречает шабат на закате.

Имейте в виду, что не рекомендуется отсчитывать час с четвертью по своим часам. Всё потому, что еврейский день — от восхода до заката — разделён на 12 равных частей. Поэтому, независимо от того, насколько краток или долог день, каждый из двенадцати промежутков принимается за «один час». Здесь возникают небольшие трудности. Если хотите, раввин сможет помочь разобраться вам с математикой.

Только помните: как только зажигаются свечи за час до захода солнца, тогда  для вас начинается в это время шабат во всех случаях. (Однако, это не должно служить поводом для того, чтобы шабат закончился пораньше. Шабат может рано начаться, но никогда не закончится досрочно.

Что делать, если у меня нет собственных подсвечников?

В таком случае, расплавьте свечу и капните воском (или парафином) на поднос (или тарелку), покрыв их куском огнеупорной фольги, а затем смело зажигайте.

Можно ли перемещать подсвечники после зажигания свечей?

Вещи, которые не используются в шабат, перемещать нельзя. Такие уязвимые объекты называются мукце, что значит «оставить в стороне», «отложить».

Коль скоро мы не пользуемся спичками, свечами или чем-то, что может привести к зажиганию или тушению огня в шабат,  то перемещать эти вещи запрещено.

Поэтому убедитесь, что вы зажигаете свечи в том месте, где они могут остаться без перемещения на протяжении всего шабата.

Отрывок взят из книги Лори Палатник «Пятничный вечер, и не только».

Источник: //imrey.org/%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B9/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.