Церковь молитва на коленях

Содержание

Как делать земной поклон в православии

Церковь молитва на коленях

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны.

Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения.

Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Когда нельзя делать земные поклоны

Делать великие поклоны нельзя:

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо.

Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой.

Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники.

Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника.

Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:

  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением.

Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми.

Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Обязательно к прочтению:  Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-delat-zemnoj-poklon-v-pravoslavii/

Церковный устав о поклонах в храме

Церковь молитва на коленях

Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве.

Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами.

В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).

Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:

  • молитвословиях;
  • ектениях;
  • акафисте;
  • осенении Крестом;
  • окончании службы.

Когда полагается креститься без поклонов

В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:

  • Существуют разные виды поклонов.
  • В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
  • Иногда кланяться и вовсе не нужно.
  • Типы поклонов зависят от времени их использования.

В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.

Когда надо креститься с поясным поклоном

Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами.

При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название).

В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:

  1. При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
  2. Когда священнослужитель восславляет Троицу.
  3. Прошение ектений.
  4. При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
  5. При упоминании священником поклонов и поклонений.

Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.

Когда полагается креститься с земным поклоном

Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости.

Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия.

Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:

  • «Тебе поём»;
  • «Тя величаем»;
  • «И сподоби нас»;
  • «Достойно».

Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам.

В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице.

По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.

Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»).

Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко».

Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.

Поясной поклон без крестного знамения

Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:

  1. «Мир всем».
  2. «Благодать Господа нашего…».
  3. «Благословение Господне…».
  4. «И да будут…».
  5. «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).

Преклонение до земли без крестного знамения

Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.

Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:

  • между Рождеством и Крещением;
  • Воздвижение;
  • Преображение;
  • Пасха и Пятидесятница.

Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.

Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:

  • Литургия Преждеосвященных Даров;
  • День Святой Троицы;
  • вынос чудотворных икон;
  • вынос мощей святых.

Когда по уставу не положено совершать поклонов

Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.

Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии.

Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения.

Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.

Источник: https://pravednik.info/cerkovnyj-ustav-o-poklonax-v-xrame.html

Как должно молиться в церкви (о крестном знамении и поклонах)

Церковь молитва на коленях

Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-церковнославянски «крестным знамением», то есть изображением знака креста), в коленопреклонении и поклонах – малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).

Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два остальных – безымянный и мизинец – пригибаем к ладони.

Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко чреву (животу), к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.

Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго; два же пригнутых перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и Человек – и ради нашего спасения сошел с Неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево – чтобы освятить наши внутренние чувства, на плечи – чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» [1] или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Когда священник благословляет, произнося: «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.

Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства.

Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Богоявления. Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.

Коленопреклонение, то есть стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.

Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.

Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.

Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Устав Православной Церкви предписывает определенные правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и др.

При келейной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, выражающий его религиозное чувство.

Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.

Православные христиане приняли от Святых Отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:

Войдя во святый храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

«Создавый мя, Господи, помилуй»;

«Боже, милостив буди мне, грешному«;

«Без числа согреших, Господи, прости мя«.

Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных, молитв и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (см.: Евр. 10, 25).

Креститься без поклонов полагается:

в начале и при окончании чтения Священного Писания – Евангелия, Апостола, паремий;

в середине шестопсалмия при словах: «Аллилуиа»;

при чтении и пении Символа веры на словах: «Верую… И во единаго Господа Иисуса Христа… И в Духа Святаго…»;

на отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…»; при поминовении празднуемых Святых;

допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на Литургии, а также при словах: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста…», на прошении литии: «Спаси, Боже…» и отпусте.

Креститься с поясным поклоном полагается:

при входе в храм и при выходе из него, 3 раза;

при каждом прошении ектеньи;

при возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет»;

на Литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…»; «Победную песнь поюще…»; «Приимите, ядите…»; «Пийте от нея вси…»; «Твоя от Твоих…»;

при окончании Символа веры на словах: «…и жизни будущаго века. Аминь»;

при чтении и пении слов: «Приидите, поклонимся…»; «Святый Боже…»; «Аллилуиа»;

при окончании пения стихиры, тропаря или псалма;

при произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении: «Спаси, Боже…»;

на каноне от 1-й до 9-й песни при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или Святым;

при пении на утрени Песни Богородице при словах: «Честнейшую…» и по «…величаем»;

при произнесении возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом;

при окончании отпуста;

при возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому… помолимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебне;

при прохождении чрез церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.

Креститься с земным поклоном полагается всегда, кроме дней особых, указанных в разделе 10:

при входе и выходе из алтаря трижды;

на Литургии при возгласе: «Благодарим Господа», при окончании песни: «Тебе поем…»; после возгласа: «И сподоби нас, Владыко…»;

при первом и втором явлении Святых Даров;

кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе: «Святая Святым».

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:

— при входе и выходе из храма;

— на Славах при чтении кафизмы – три поклона;

— на каждом припеве Песни Богородицы;

— на «Достойно…»;

— на великом повечерии при возглашениях: «Пресвятая Владычице Богородице…» и других;

— на вечерне и часах при пении тропаря;

— на Изобразительных при пении: «Помяни нас, Владыко…» – три поклона;

— на молитве преподобного Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной.

При лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобызания челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном.

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.

Креститься не положено:

— во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей;

— вообще во время пения;

— во время ектеньи при пении: «Господи, помилуй» тому клиросу, который поет.

Преклонение главы предписывается уставом во время чтения Евангелия за богослужением и на Великом входе.

Поясной поклон без крестного знамения:

— при словах: «Мир всем»;

— при словах: «Благословение Господне на вас…»;

— при словах: «Благодать Господа нашего… буди со всеми вами«;

— при словах: «И да будут милости Великого Бога… со всеми вами»;

— при словах диакона: «…и во веки веков» (после «Яко свят еси…»);

— при словах священника: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство) твое да помянет…»

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу; а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во Светлую пасхальную седмицу, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину Воскресе!»

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах: «Свет Христов…» и при перенесении Святых Даров во время пения: «Ныне Силы Небесныя…»

Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом: «Паки и паки, преклонше колена… помолимся», а также Великим постом при пении: «Да исправится…»

Обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.

По уставу не положено совершать поклоны (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также после причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

Это установление утвердили и Вселенские Соборы I и VI, ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола Павла: «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.

Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если это только не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе поем…» и молитвы на молебнах.

Крестное же знамение, по учению Святых Отцов, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, кланяться.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди своей, так сказано у святителя Иоанна Златоуста: «Тому неистовому маханию беси радуются».

Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

https://www.youtube.com/watch?v=udQ502vA2Kw

При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор.

14, 40), а также слова Евангелия: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят… останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.

6, 5) и притчу о вошедших в храм помолиться фарисее и мытаре: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

Источник: http://ivblagochinie.ru/svet-pravoslaviya/kak-dolzhno-molitsya-v-tserkvi-o-krestnom-znamenii-i-poklonah.html

Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах

Церковь молитва на коленях

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся,  но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме.

Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании  узнать самые простые правила поведения в храме.

А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится.

 Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое.

Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».

    сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».

  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».

  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».

  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.

  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.

  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св.

    Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).

  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.

  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях.

Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).

  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.

  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (14992)

Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/2017/04/04/kogda-i-kak-delat-poklony-ustav-o-poklonax/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.