Гефсиманская молитва картина

Икона Моление о чаше: значение и для чего ей молятся

Гефсиманская молитва картина

Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса. Сюжет иконы Моление о чаше предшествует аресту Христа и его крестной казни и раскрывает один из ключевых моментов спасения Иисусом человеческих душ.

После вечерни, взяв троих учеников – Иоанна, Иакова и Петра, он направился в Гефсиманский сад. Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды. Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа.

Первое моление было просьбой уберечь его от чаши страданий, которая ассоциировалась, в первую очередь, со смертью. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение.

В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа. Предатель знал, что Иисус любил этот сад.

В иконописи очень часто используют этот сюжет. Обычно художники очень точно соблюдают евангельское описание этой сцены. Иисус Христос, занимающий центральное положение, всегда молится на коленях, обращаясь к небу. Он так усердно молится, что по его лицу бежит кровавый пот. С неба к Христу спускается ангел с чашей в руках. Чаша является символом страданий и смерти.

Ангел несет её Христу, чтобы он добровольно испил из неё. Подле молящегося Иисуса спят трое его учеников. Обычно их изображают на переднем плане, чтобы подчеркнуть их безмятежный сон в противопоставление тревожной молитве. На заднем плане часто можно разглядеть приближающегося со стражей предателя Иуду. Всё это происходит на фоне Гефсиманского сада.

Иногда на иконах изображают Иерусалим, вид на который открывается из сада.

Значение иконы Моление о чаше

В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую.

Первая молитва показывает страх перед надвигающимися мучениями и смертью, что присуще любому человеку. С другой стороны, другими молитвами Иисус выражает стремление покориться Божией воли и принять все тяготы.

Это очень отважный поступок, потому как Иисус знал, что своей смертью искупит грехи людей и возьмет ответственность за будущие прегрешения.

К иконе обращаются, когда находятся в затруднительном положении, теряют надежду. Икона Моление о чаше помогает не отчаиваться и найти выход из ситуации, определиться с тем, что будет правильнее. Страх может погубить человека. Если кто-то считает, что находится в безвыходной ситуации, он часто выбирает не тот путь, совершает предосудительные поступки, способен оттолкнуть близких людей.

Молятся иконе Моление о чаше, чтобы принять правильное решение, найти верный путь, не совершить глупости или даже страшные деяния.

Молитва перед иконой остается последней надеждой, в таких ситуациях, когда вера в Господа единственное, что держит и спасает. Вседержитель поможет покаявшемуся не поддаться искушению, согрешить.

Чаще всего перед иконой, обращаясь к Богу, читают молитву «Отче наш». Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему.

Молиться нужно прилежно и бодрствовать, и тогда Господь обязательно поможет просящему. Обратиться к молитве во время Великого поста, или Страстной недели будет очень символично. Моление Иисуса Христа происходило в четверг, который сейчас именуются Великим или Чистым четвергом.

Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста.

Многие верующие стремятся причастить именно в Великий четверг, так как во время последней Тайной вечерни, после которой он отправился в Гефсиманский сад, он установил Таинство Евхаристии. Христиане называют Евхаристией Таинство причащения тела и Крови Христовой, единения верующего с Богом. По сей день Таинство проводиться во всех храмах при каждой Божественной литургии.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-molenie-o-chashe/

Журнал – Интернет-журнал

Гефсиманская молитва картина

> Выпуск № 11 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства: Моление о чаше

Евангельские сюжеты в зеркале искусства

Ты вечно новой, век за веком,За годом год, за мигом миг,Встаешь – алтарь пред человеком,

О Библия! о книга книг!

В.Я.Брюсов

После Тайной вечери Христос, исполненный предчувствий, отправился с учениками в Гефсиманский сад. Этот момент запечатлел на своей картине Н.Ге.

Николай Ге. 19 век

То, что мы называем садом, в те времена было долиной у подножия Елеонской горы. Сегодня там, действительно, сад, совсем небольшой, но в котором сохранилось несколько очень старых оливковых деревьев, считается, что им 2 тысячи лет.

Здесь, взойдя на камень, Иисус предавался молитве, в то время как его ученики погрузились в сон. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, или моление о чаше, описана в Евангелиях.

«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Луки, 22:40-46).

Евангельские описания различаются в деталях, например, Матфей и Марк обращают внимание на троекратную молитву Христа и троекратное обращение к апостолам.

«Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников.

Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Евангелие от Марка, 14:33-42).

Однако различия не влияют на суть излагаемого сюжета, но предоставляют художникам, к нему обращающимся, вариативные возможности.

Фра Беато Анжелико. 15 векДжорджо Вазари. 16 век
Франсиско Гойя. 19 векГенрих Гофман. 19 век
Эль Греко. 17 векФедор Бруни. 19 век

Сюжет моления Иисуса в Гефсиманском саду, по сути, демонстрирует двойственную природу Христа: божественную и человеческую. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдание и смерть «во имя всех». Плотская же, человеческая – находилась в страхе, отрекалась от страдания и жертвенности.

Данный сюжет весьма популярен в живописи в силу содержащихся в нем психологических и изобразительных возможностей. Одни художники традиционно следовали повествовательной линии: рисовали молящегося Христа и спящих учеников, окружали их любопытными бытовыми и пейзажными подробностями.

Сандро Боттичелли. 15 век

Джованни Беллини. 15 век

Других привлекало религиозно – духовное освещение сюжета, без лишних подробностей, отвлекающих от главного – образа Иисуса и идеи, которую он воплощает: идеи горячей молитвы, проникающей в ум и в сердце.

Михаил Нестеров. 19-20век

Николай Рерих. 19-20 век

Христова молитва имеет важное, можно сказать, основополагающее значение в аскетической практике борьбы с греховными помыслами.

Библейские толкователи считали, что дьявол вновь принялся искушать Иисуса, пытаясь отвратить его от добровольного принятия крестных страданий во имя человечества.

Пример Христа способствовал формированию молитвенных обычаев и ритуала: коленопреклонение, жестикуляция и т.п. Живописные изображения сыграли в этом не последнюю роль.

Денни Калверт. 17 векРафаэль Санти. 16 век

И все же наиболее интересны произведения, в которых передано психологическое состояние Иисуса. Поставленные в ряд очень непохожие работы демонстрируют разнообразие чувств и переживаний Христа.

Педро Беругетте. 16 векДжованни ди Паоло. 15 век

Ганс Гольбейн младший. 16 век

Александр Иванов. 19 век

Растерянность – у Беругетте, мольбы о помощи – у ди Паоло, страх и надежда – у Гольбейна, отчаяние – у Иванова…

Трагическое одиночество –- вот главная тема «Моления о чаше».

С потрясающей силой выражена она в картине В.Перова.

 

Василий Перов. 19 век

Эта не слишком известная картина ассоциативно отсылает к «Гефсиманскому саду» Б.Пастернака:

Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Композиционно и семантически близка работе Перова картина Джеймса Тиссота. Однако выполнена она в обобщенно-символистском стиле, и художник трактует идею противостояния телесного и духовного иными изобразительными средствами.

Джеймс Тиссот. 19 век

Все стадии душевной борьбы Христа и его молений в Гефсиманском саду можно проследить в работах живописцев.

   Карл Блох. 19в.

«Отче, если это может Меня миновать – да минет!»

   Вильгельм Котарбинский.19в.

«Если не может миновать, Отче, пусть будет».

   Фридрих Овербек. 19в.

«Да будет воля Твоя…»

Сюжет моления о чаше, как и другие библейские сюжеты, нашел воплощение в поэзии. Из лучших в русской литературе – стихотворения Ивана Бунина «В Гефсиманском саду» и Бориса Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла стихотворений Юрия Живаго).

Наша страница в :
https://www..com/philologpspu

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_11_206

Иерусалим – Часть II. Гефсиманский сад

Гефсиманская молитва картина
mashenka_senchПо случаю праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (самого “неисторичного” и самого любимого!), выкладываю еще немножко Иерусалима – Гефсиманию.

Гробница Божией Матери

Вот и вход в церковь. Сам по себе храм очень древний (собственно, он надстроен над еще более древней гробницей). Кажется, практически не перестраивался.

Храм подземный. Прежде, чем спуститься к самой гробнице Пресвятой Богородицы, мы оказываемся у гробов Ее родителей – святых богоотец Иоакима и Анны.

А чуть ниже – у гроба Иосифа Обручника.

Это икона “Успение св. Иосифа Обручника” над его гробом

Как я уже говорила, сам гроб Пречистой я не фотографировала.

Вот алтарь, в котором он находится. Виден краешек гроба.

В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице. Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.

Знаменитая чудотворная Гефсиманская (Иерусалимская) икона Пресвятой Богородицы.

Выйдя из храма, поднимемся по склону Масличной горы – и мы окажемся на месте моления Господа о Чаше.

Католический собор – “Храм всех наций”, построенный в Гефсиманском саду при участии пятнадцати катлических стран.

Камень, на котором молился Христос до кровавого пота прежде Своего вольного страдания.

Эти оливы помнят Спасителя…

Еще выше – на территории русского монастыря св. равноап. Марии Магдалины (совсем рядом – “на вержение камня”) находится пещера, в которой спали апостолы.

Две удивительные иконы из этой пещеры:

Крайнее Снисхождение – Царь царей перед распятием.

Моление о Чаше (простите за качество – пришлось снимать сбоку, целиком она чисто технически не помещалась – пещерка маленькая).

“И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен.

Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы” (Лк. 22:35-53).

Сам монастырь начался вот с этой церкви св. равноап. Марии Магдалины:

Храм расписывали Верещагин
(“Мария Магдалина перед императором Тиберием” – икона на холсте) и Васнецов

(алтарь храма).

Одна из святынь монастыря – икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” (или по-арабски “Нурия” – “Светлая”. Перед нею митрополит гор Ливанских Илия молился за Россию во время Второй Мировой Войны:

Известно, что Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, еще даже не будучи православной, мечтала быть похороненной тут.

И мы знаем, что мечта ее сбылась – после мученической кончины всероссийской Матушки, как звали ее современники, тела ее и ее келейницы инокини Варвары перевез сюда архимандрит Серафим, похороненный неподалеку, в греческом монастыре Малая Галилея…

Гробницы свв. прмцц. Елисаветы:

и инокини Варвары:

На территории монастыря также находится место, на котором явилась Божия Матерь апостолам и бросила Свой поясок, хранящийся ныне на Афоне.Дивный монастырь… Спокойный и светлый.

Сестры собрались из многих стран. Чувствуется такой покой, что просто даже не знаю, как его передать словами…Просто поверьте.

С праздником!

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

?

|

mashenka_sench
“Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. Не как Петр и Павел завидую вам. Они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб. Но если пострадаю, – буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным. Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного” (Св. Игнатий Антиохийский. Послания к Римлянам, гл.4).
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех…P.S. Для тех, кому небезразлична трагедия в ПрямухиноЗавтра, 10.12 по пятому (питерскому) каналу в итоговой программе новостей в 23 с чем-то будет интервью о. Георгия Белодурова, посвящённое этому делу.

Взято у masska.

Источник: https://mashenka-sench.livejournal.com/16320.html

Плач в Гефсиманском саду

Гефсиманская молитва картина

42

После Тайной ВечериХристос поднялся на гору Елеонв Гефсиманскомсаду, чтобы молиться своему Отцу.

С ним были егоученики Петр,Иаков и Иоанн.Он просил их не спать, но они триждызасыпали и он оставался в одиночестве.

Иисус Христос молился Отцу: «Минуйменя чаша сия…Но да будет все как ты хочешь». Он молилБога Отца избавить (=спасти) его отстрашной смерти – икона «Моление очаше» (см.

также картины Перова «Плач вГефсиманском саду», «Иисус Христос ужитейского моря» Николая Ге).

Моление о чаше

  • Икона. Молениеочаше 1-я четверть XVIII в.

Образ Иисуса Христа в русской живописи 19-го века

В русскойживописи 19-го века активно разрабатываетсяобраз Иисуса Христа, но не как Сына Бога,а как человека (Се человек). Художниковволнует тема одиночества и страданийИисуса Христа как человека.

В евангельскихкартинах русских художников скрыт ибогословский контекст: все грехи мираможет взять на себя только сам Бог,приняв на себя наказание за них, поэтомуОн отождествляет себя со слабым человекомв образе Сына и подвергает Его казни накресте. Иисус Христос проходит черезвсю глубину человеческих страданий,сближаясь с самыми слабыми, униженными,несчастными.

Историческийконтекст христологических картинрусских художников состоит в стремлениипоказать личность, готовую ксамопожертвованию ради лучшей жизнисвоего народа – так воспринималисьвзгляды и действия разночинцев-демократов,а затем и социал-демократов, прогрессивнонастроенными деятелями русской культуры19-го века (Николай Ге, В. Поленов,Иван Крамской,Александр Иванов,Василий Перов и др.).

НиколайГе.

НиколайГе. Христос с учениками входит вГефсиманский сад.1889.Холст,масло. Государственный Русский Музей,Санкт Петербург, Россия.

Лунный свет, дом, где толькочто происходила тайная вечеря, на которойон рассказал ученикам о приближениитого, зачем он пришел на землю – ораспятии. И теперь апостолы в скорбиуходят. И хотя самый юный из них Иоаннеще задержался возле учителя, Христосуже не с ними.

Сын божий один, отвергнутыймиром, который он пришел спасти.Впечатлениеодиночества Христав картине усиливается холодным мерцаниемлуны. Н.

Ге изображает Спасителя впоследние часы его земного бытия, когдаон, своей земной природой, как смертныйчеловек, осознал весь ужас предстоящихему мучений: распятие, казнь, самуюмучительную и самую позорную. На еголице тоска.

Обратив взор свой к черномузвездному небу, к своему Отцу, он весьуходит в молитву. Н. Ге удается передатьатмосферу трагедии, глубинучеловеческогостраданияИисуса Христа, егоодиночества.

Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду

Тёмныекраски как предчувствие страданийИисуса, его скорбь. Лицо освещено неземнымсветом – Отец с ним.

Василий Перов: Христос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 151. 5×238 гтг(Государственная Третьяковская галерея)

Произведение,наверное, единственное в своем роде,так как в нем нет изображения ликаХриста.Для В.

Перова это имелопринципиальное значение, и, следовательно,главным для него было сохранение вчистоте и неприкосновенности евангельскойсути образа Христа.

Тем самым Перов,сам того не подозревая, выступил оченьсерьезным оппонентом Иванову и всейпошедшей от него традиции, показавневозможность реалистического изображенияБогочеловека.

В.Д.Поленов(1844 – 1927 гг.).

Христос вГефсиманском саду.

В. Д. Поленов.1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло.67,5×98,5.

Картина относитсяк евангельской серии Поленова «Из жизниХриста» (1890—1900-е годы). Как и в большинстверабот из этой серии, образ Христа вГефсиманском саду отличается оттрадиционной трактовки сюжета «Молениео чаше».

Христос, возносящий молитвупод сенью старой оливы в Гефсиманскомсаду, изображен стоя на коленях,устремившим взор к небу и поднявшимправую руку к лицу, а левую — прижавшимк груди. Справа вдалеке открывается видна крепостные стены Иерусалима с ведущейк нему дорогой.

Общее настроение картиныкак бы продиктовано словами из Евангелия:«Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34).

Знаменитыйнемецкий композитор Людвиг Ван Бетховеннаписал музыку – Ораторию №85, посвящённуюплачу Иисуса Христа в Гефсиманском саду(«Плач на Масличной горе»).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6131655/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.