Коллективная молитва женщины

Намаз женщин: порядок выполнения, отличия от мужской молитвы

Коллективная молитва женщины

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата.

Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон).

Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.

) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза.

Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее – в видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело.

Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам.

В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети.

Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран.

Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет.

В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах России.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/osobennosti-namaza-u-zhenshchin

Коллективная молитва. Сила молитвы

Коллективная молитва женщины

С возрождением духовности в социуме всё большее количество людей обращаются к Богу, к молитве, покаянию.

У большинства прихожан продолжает преобладать так называемое потребительское отношение к вере и духовности, которое заключается в том, что человек вспоминает о Господе в сложные моменты жизни, больше при этом просит, чем сам пытается дать.

Несмотря на это, количество людей, уповающих на Бога, неуклонно растёт, да и высказывание «просите, и воздастся вам…» всё чаще подтверждает свою истинность.

Сила молитвы в вере

Обращаясь с молитвой к Всевышнему, Богородице или Святым, многие люди считают, что достаточно того, чтобы молитва из молитвослова или требника была правильно прочитана, принесено пожертвование в виде свечи, и прошение должно быть удовлетворено. Не дождавшись результата, перестают верить в действенность молитвы и даже в само православие.

Молитвы являются сильным оружием верующего в том случае, если просящий искренне убеждён в том, что его просьба или обращение будут услышаны и удовлетворены, даже если не сразу, то через определённый промежуток времени.

Христианская притча о скитаниях Иисуса Христа, повествующая о земном пути Сына Божьего, обращает внимание христиан на силу веры: «…тем, кто обращался к нему с просьбой об исцелении от тяжких болезней и немощей, Иисус в первую очередь отвечал: «А верите? По вере вашей будет…».

Сила песни-молитвы действительно велика, но её величие в искренности и доверии.

Просящий, обращаясь к небесным силам, часто читает текст молитвы, не вникая в её смысл. Глубокий подтекст этого воззвания при таком подходе часто остаётся неосознанным. Мешает старославянский язык, которым были составлены все старые молитвы православных христиан.

Несмотря на адаптированность текста под современный язык в молитвослове, он продолжает оставаться непростым. Вдумываться в содержание не особенно хочется, поэтому многие наивно полагают, что произнесения того набора слов, который даётся, уже будет достаточно.

Верующий должен понимать, с чем он обращается к Всевышнему, о чём его просит, прежде чем начать молитвенное общение с Небесными силами и использовать великие молитвы.

Действенность искренней молитвы

Примеров действенности молитвы, произносимой «от души», можно много найти в христианских притчах. В одной из них рассказывается о том, как рыбаки, попавшие в шторм, нашли спасение на уединённом острове.

На острове проживали три старца, которые питались тем, чем кормила природа, имели одну икону Святой Троицы, ей и поклонялись: «Трое Вас и трое нас, помилуйте нас». Коллективная молитва старцев помогала им выживать и не роптать.

Рыбаки научили их молитве «Отче наш», обратив внимание старцев на то, что те неправильно молятся, их призыв к Господу не может быть услышан.

Отплывающие с чувством выполненного долга рыбаки вдруг увидели, как три старика с острова бегут за лодкой по воде и кричат, что забыли слова молитвы, просят напомнить. Опешившие рыбаки ответили: «Молитесь, как молитесь». Слова прошения к Господу должны произноситься «от души» и с пониманием смысла обращения.

Молитвы Святым, произносимые человеком в одиночестве, усиливаются душевным порывом христианина. Но Христос сказал: «…ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Смысл послания не в том, что действенность молитвы значительно усиливается тогда, когда её возносят несколько человек.

Иисус пребывает в момент молитвы как с группой людей, так и с одиноким молитвенником. Однако в том случае, если один человек подойдёт к таинству обращения к Господу формально, то среди остальных молящихся найдётся один или несколько человек, которые искренне и от души “оформят” своё послание Всевышнему.

В эпоху становления христианства, в первое время после воскресения Христа, апостолы часто собирались все вместе. На таких встречах они преломляли хлеб, совместно молились.

Такая коллективная молитва объединяла их, Святой Дух, пребывающий в каждом из них, объединял их в одно целое, вознося их слова напрямую к Господу.

Единая молитва православных христиан

Святое Писание нигде не упоминает о том, что сила коллективной молитвы намного действенней воззвания «в одиночку».

Отличие состоит в том, что, к сожалению, слишком много христиан используют молитву как средство получить что-то от Бога и как повод для перечисления нужд и потребностей человека.

Коллективная молитва, как правило, объединяет людей одним текстом, взятым из молитвослова или требника, возможно совместное чтение Псалтири в период Великого Поста.

Отличие личной молитвы от коллективной

Смысл коллективного послания редко сходится к перечислению личных нужд просящих. Исключение составляет молитва, когда люди просят перед Небесным Троном за одного человека, которого постигли тяжёлые испытания, которому нужна помощь христиан.

Песни-молитвы для коллективного воззвания берутся из Библейских книг православных христиан, слова произносятся, как правило, в храме вместе со священнослужителями. Исключение составляют некоторые особенные указания, которые дают сами священники.

Например, когда все верующие прихожане становятся на единую молитву за мир в той стране, которая в тот момент находится в состоянии вооружённого конфликта.

Предостережение Святой Церкви

Верующий христианин должен для себя усвоить главное правило соблюдения единой молитвы: совершается она в Храме, если нет на то особых указаний служителей Церкви. Актуальность этого правила в современном мире слишком велика.

В последнее время всё чаще стали появляться на публике так называемые «святые» последователи Иисуса Христа или Богородицы, которые собирают людей на массовые моления. На многих таких мероприятиях с участием тысяч людей используются элементы трансового гипноза, демонстрируются сомнительные «чудеса исцеления».

Такая коллективная молитва не принесёт добра тем, кто её возносит. Её действие прямо противоположное, так как служители Церкви утверждают, что такие деяния идут «от лукавого». Вместо того чтобы спасти свою душу, человек загубит её.

Искушение принять помощь от таких шарлатанов слишком велико, но нельзя забывать о том, что истинное спасение православного христианина в Церкви, а главное оружие верующего человека – молитва Христу.

Глубокий смысл Иисусовой молитвы

Молитвословпредлагает большое количество святых текстов для использования при общении с Небесными покровителями и защитниками. Особенной силой, как считают многие, обладает короткая и легкозапоминающаяся молитва Иисусу Христу.

Слова в ней подобраны таким образом, что человек, обращаясь к Сыну Божьему, просит его о помиловании, при этом уповает и на заступничество Богоматери и Святых.

Понимая суть своей греховности, православный христианин, живущий в социуме, понимает, что от искушений и соблазнов ему сложно уберечь свою душу и сохранить её в чистоте.

Искренне кающийся человек, не дерзнув обращаться напрямую к Господу Богу, обращается к великим Святым с просьбой о помиловании, снисходительности и заступничестве. Молитва Иисусу Христу поддерживает человека и укрепляет его в вере, тем самым бережёт от грехопадения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Помилуй меня грешного. Аминь»

Умение принимать мудрость Всевышнего

Не прав тот человек, который считает, что, помолившись о проблемах насущных, сразу же получит от них избавление, так же как и тот, который уверен, что по своим молитвам сразу получит запрашиваемое. Мудрые люди говорят, что Господь слышит и даёт не то, что человек просит, а то, что человеку в этот момент больше всего нужно.

В этом проявляется великая Божественная мудрость, так как люди не всегда отдают себе отчёт в своих желаниях, часто действуют под влиянием импульса и временного порыва. Господь мудр и понимает, что хорошо для человека, поэтому даст лишь то, что будет способствовать не исполнению желаний, а удовлетворению самой насущной потребности.

Молитвы Святым обладают такой же силой: человеку даётся то, что особенно необходимо.

Однажды путешествующий китаец увидел на вокзале икону с ликом Николая Угодника. Порассматривал её некоторое время и отправился дальше.

Через несколько дней попал на корабле в шторм, корабль затонул, а китаец, сам не понимая зачем, воззвал: «Старика с вокзала, спаси меня!» Показалась лодка, в лодке сидел седой старец, он и отвёз путешественника на берег.

Китаец уверял, что это был тот самый «старик», портрет которого он видел на вокзале. Полагаясь на волю Божью и призывая имя его во спасение своё, человек тем самым спасает свою душу.

Источник: http://fb.ru/article/187485/kollektivnaya-molitva-sila-molitvyi

237. Джамаат намаз не касается женщин

Коллективная молитва женщины

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Касается ли джама’ат-намаз женщин

≡ Аль-Хафиз Ибн Раджаб сказал:

وفي حديث أبي هريرة رضي الله عنه الذي خرجه البخاري : ( صلاة الرجل في الجماعة تضعف ) وهو يدل على أن صلاة المرأة لا تضعف فِي الجماعة ؛ فإن صلاتها فِي بيتها خير لها وأفضل

«В хадисе Абу Хурайры, который передал аль-Бухари: «Коллективная молитва мужчины превосходит» доказательство, женский намаз не удваивается в коллективе. Ее молитва дома лучше для нее и предпочтительней».
См.»Фатхуль-Бари»4/34.

≡ Тоже самое сказал Ибн Хаджар, ссылаясь на хадис: «Семерых Аллаh укроет в соей тени в день, когда не будет другой тени: … и мужчина, сердце которого было привязано к мечетям».
См.»Фатхуль-Бари»2/147.

≡ Ибн ‘Усеймин сказал:

 التضعيف الحاصل في صلاة الجماعة يختص بالرجال ؛ لأنهم هم المدعوون إليها على سبيل الوجوب , ولهذا كان لفظ الحديث صلاة الرجل في جماعة تضعف على صلاته في بيته وفي سوقه ، خمساً وعشرين ضعفاً ) .وعلى هذا ؛ فإن المرأة لا تنال هذا الأجر… فمنهم من قال :إنه تسن لهن الجماعة . ومنهم من قال : إنه تباح لهن الجماعة . ومنهم من قال : إنه تكره لهن الجماعة

«Удвоение награды за коллективный намаз касается именно мужчин, поскольку они в обязательной форме призваны (выполнять намаз в коллективе). Поэтому слова хадиса звучат так: «Коллективная молитва мужчины превосходит одиночную молитву мужчины в 25 ступеней». Основываясь на этом: женщина не получает такую награду…

Из ученых есть те, кто говорит: джама’ат для них сунна. Есть и те, кто говорил: джама’ат для них желателен. И те, кто говорил: джама’ат для них не желателен».

≡ Ибн Баз, да помилуете его Аллаh, в «Нур ‘аля ад-Дарб»  сказал:

لا حرج في ذلك، ولا تجب عليهن الجماعة، الجماعة من اختصاص الرجال، وجوبها في حق الرجال، أما المرأة فليس عليها جماعة، لكن لو صلين جماعة فلا حرج، لو صلين جماعة أو صلت بهن إحداهن ولا سيما من لها بصيرة وعلم حتى تعلمهن وحتى ترشدهن هذا طيب هذا مستحب، قد روي عن أم سلمة و عائشة أنهما صلتا ببعض النساء

«Джама’ат намаз для них не обязателен. Джама’ат намаз из особенностей мужчин. Обязанность (коллективной молитвы) касается исключительно мужчин. А женщины не обязаны делать джама’ат намаз. Но если она делает, то нет в этом проблем.

Если она сделает джама’ат, или кто нибудь возглавит джама’ат, особенно если та, у которой знания, чтобы другие обучились у нее, то это хорошее дело. Передается от ‘Аиши и Уммы Салямы, что они возглавляли женский джама’ат намаз».

≡ Профессор Халид аль-Муслих сказал:

فذهب الظاهرية وهو ظاهر قول الشافعية والحنابلة إلى أن المرأة تدرك فضيلة الجماعة بصلاتها في الجماعة.

وذلك للعموم المستفاد من قول النبي صلى الله عليه وسلم فيما رواه البخاري ( 609) ومسلم ( 1038) من حديث ابن عمر رضي الله عنه: » صلاة الجماعة تفضل صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة»أما الحنفية والمالكية فالذي يظهر من كلامهم عدم دخول النساء في ذلك ويمكن الاستدلال لهم برواية البخاري (611) ومسلم ( 1035) من حديث أبي هريرة» تفضل صلاة الجميع صلاة الرجل وحده خمساً وعشرين درجة » واللفظ لمسلم والشاهد قوله» صلاة الرجل » واستدلوا أيضاً بما رواه أبوداود (483) من حديث ابن مسعود قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » صلاة المرأة في بيتها أفضل من صلاتها في حجرتها وصلاتها في مخدعها أفضل من صلاتها في بيتها «والذي يظهر لي أن المرأة تدخل في فضيلة المضاعفة في صلاة الجماعة ويحمل قوله: » صلاة الرجل » على أن الأصل في النصوص الشرعية بيان الحكم في حق الرجال خطاباً وبياناً والأصل استواء الرجال والنساء في الحكم حتى يرد دليل التخصيص

«Захириты, и согласно тому, что понимается из слов шафиитов и ханбалитов: женщина получает обещанную награду за коллективную намаз. И это основываясь на общих словах пророк ﷺ, который передал аль-Бухари и Муслим от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh: «Коллективная молитва превосходит одиночную на двадцать семь ступеней». 

А ханафиты и маликиты, как это понятно с их слов, считают, что на женщину не распространяется это обещание.

В качестве доказательства в их пользу можно обратиться к риваяту аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры: «Коллективная молитва мужчины превосходит одиночную молитву мужчины в 25 ступеней». Это версия Муслима. Доказательство в словах: «Молитва мужчины».

Они также ссылаются на хадис Ибн Мас’уда: Посланник Аллаhа сказал: «Молитва женщины в своей комнате лучше, чем в своем доме, а ее молитва в своем доме лучше, чем в своем зале/дворе».

Но я считаю, что женщина входит в обещанную удвоенную награду за коллективный намаз.  А хадиса «Коллективная молитва мужчины» надо истолковать так, что основа в шариатских текстах, что они разъясняют хукм, обращаясь изначально к мужчинам. Основа, что мужчины и женщины равны в хукме, пока не придет исключающее доказательство».

Как должна женщина руководить джама’ат намазом?

≡ Имам Абу Исхакъ аш-Ширази сказал: «

السنّة أن تقف إمامة النساء وسطهنّ لما روي أنّ عائشة وأمّ سلمة أمّتا نساء فقامتا وسطهنّ

«Сунна, это когда имама становится по среди них. Это согласно тому, что передается от ‘Аиши и Уммы Салямы, что они руководили женской коллективной молитвой, находясь по середине (ряда)»
См. «аль-Муhаззаб» 4/296.

≡ Тоже самое сказал Ибн Къудама:
«Если она возглавляет женский джама’ат, то становится по среди них. Мы не знаем разногласий среди тех, кто дозволял женщине возглавлять (женскую молитву)».
См.  «аль-Мугъни» 4/202.

Я скажу: это передал ‘Абду-Раззакъ и ад-Даракъутни. Ибн Аби Шейба передал, что умму Саляма стояла имамом среди женщин по середине ряда.

Вывод

Награда за коллективный намаз касается мужчин. Но женщинам лучше делать джама’ат намаз между собой в любом случае. Пусть даже они в этом не достигают награды мужчин, но получают награду за единство и сплоченность, иншаАлла.

Хвала Аллаhу Господу миров.

Также вас может заинтересовать:

Источник: https://ar-rad.ru/237-dzhamaat-namaz-ne-kasaetsya-zhenshhin/html

Особенности религиозной практики женщины

Коллективная молитва женщины

Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза.

Но (!) канонически женщина может молиться в мечети.

К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность[1], усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно.

Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры.

Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.).

Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]»[2];

– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них»[3];

– «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей»[4];

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]»[5];

Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями»[6].

Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.

Ритуальная практика женщины

и физиология

Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:

1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится»[7].

2. Соблюдение поста.

3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него.

Если будете говорить, то говорите только благое»[8]; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите»[9].

В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты.

Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения[10]. Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка.

Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты).

Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы).

Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[11].

4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана[12].

6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость[13].

Хайд и истихада

Также важно различать понятия «хайд» и «истихада».

Хайд – менструация[14], регулы[15]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[16].

Истихада – кровотечение[17] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[18].

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

Во-первых, между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[19].

Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки.

В-третьих, у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада[20].

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[21].

Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем.

То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв.

Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур)[22].

В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся.

Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)»[23].

Миф о менструации

Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул.

Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[24].

Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[25]. Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные»[26].

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных[27]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции.

Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев.

, 15:19–25, 28).

Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами»[28].

Источник: https://umma.ru/osobennosti-religioznoj-praktiki-zhenshhiny/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.