Молитва бога анубиса

Анубис

Молитва бога анубиса

Культура Древнего Египта завораживает как исследователей, так и творческих личностей, которые пытаются связать выдуманные миры с фараонами, божествами, гробницами, саркофагами и мумиями. Мистический бог Анубис, уводящий души в чертоги подземного царства, стал пользоваться популярностью не только в стране пустынь и разливающегося Нила, но и в современном мире.

История создания

Практически в каждой религии встречаются предпосылки к анимизму – вере в одушевленность природы. В период анимистических представлений, с 3100 до 2686 года до н.э.

, Анубис прочно ассоциировался с шакалом или собакой Саб (некоторые видят в ней схожесть с доберманом).

Но так как религия не стояла на месте, вскоре образ хранителя подземного мира модернизировался: Анубис изображался с головой животного и с человеческим телом.

Бог Анубис

Обо всех метаморфозах сподвижника смерти могут свидетельствовать изображения на камнях, которые сохранились со времен царствования первой династии фараонов: рисунки и иероглифы рассказывают, как менялось божество пантеона функционально и внешне.

Возможно, с Анубисом стали ассоциироваться шакалы, потому что в те времена людей хоронили в неглубоких ямах, которые эти животные часто разрывали. В конечном итоге египтяне решили положить конец этому произволу путем обожествления. Кроме того, жители жаркой страны полагали, что шакалы, бродящие по могилам ночью, будут защищать мертвецов после захода Солнца.

Анубис в виде животного

Имя Анубис тоже было придумано египтянами не просто так. Первоначально (с 2686 до 2181 года до н.э.) прозвище бога записывалось в виде двух иероглифов. Если переводить символы дословно, то получится «шакал» и «мир ему». Затем значение имени Анубиса преобразовалось в словосочетание «шакал на высокой подставке».

Культ бога быстро распространился по всей стране, а столица семнадцатого египетского нома Кинопль стала центром почитания Анубиса, о чем упоминал Страбон. Самые древние упоминания о покровителе умерших археологи нашли в текстах пирамид.

Как известно, с захоронением фараонов были связаны всевозможные ритуалы, которые включали в себя технику бальзамирования. Анубис как раз-таки встречается в рукописях, где указывались правила погребения погибшего владельца египетского трона. Жрицы, которые подготавливали труп к погребению, носили маски Анубиса из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в данной области.

Анубис и Осирис

В Старом царстве (время правления III-VI династий) Анубис считался покровителем некрополей и кладбищ, а также являлся хранителем ядов и лекарств. Тогда божество с головой шакала считалось самым значимым из всего списка.

Такой популярностью путеводитель умерших пользовался до тех пор, пока не появился Осирис, к которому перешло большинство функций хозяина Дуата (загробного мира), а Анубис остался проводником и выполнял функцию слуги, взвешивая сердца на суде мертвых. Животных, посвященных богу, держали в соседних с храмами зданиях. Когда они умирали, их тоже мумифицировали и отправляли в мир иной со всеми почестями и ритуалами.

Мифология

В мифологии Древнего Египта загробный мир называется Дуат. В представлениях Додинастического периода царство мертвых находилось в восточной части неба, а души умерших египтян вселялись в звезды.

Но позже концепция Дуата изменилась: появился бог Тот, который перевозит души на серебряной ладье. Также загробный мир находился в Западной пустыне. А между 2040 и 1783 годами до н.э.

сложилось понятие о том, что царство мертвых находится под землей.

Анубис в мифологии

По легенде, Анубис – сын Осириса, бога возрождения и загробного мира. Осирис изображался в виде мумии, обернутой белой тканью, из-под которой виднеется зеленая кожа.

Этот бог царствовал над Египтом и покровительствовал плодородию и виноделию, но был убит своим братом Сетом, желавшим узурпировать власть. Шакалоголовый бог Анубис собрал разрубленные части отца воедино, забальзамировал и запеленал. Когда Осирис воскрес, он стал заведовать царством мертвых, предоставив Гору возможность править миром живых.

Шакалоголовый бог Анубис

Мать Анубиса – Нефтида, сущность которой практически не раскрыта в религиозной литературе. В мифологических текстах она выступает во всех заупокойных магических обрядах и мистериях Осириса, участвует в поисках его тела и охраняет мумию.

Эта богиня рассматривается исследователями как аспект Черной Исиды или как богиня смерти. Иногда ее называли Владычицей свитков. По поверью, Нефтида выступала автором скорбных текстов, поэтому нередко ассоциировалась с богиней Сешат, которая заведует продолжительностью правления фараонов и руководит царскими архивами.

Анубис с мумией

Женщина считается законной женой Сета. Влюбившись в Осириса, она приняла облик Исиды и совратила его. Так на свет появился Анубис.

Чтобы не быть уличенной в измене, мать бросила младенца в тростниковых зарослях и тем самым обрекла сына на верную смерть. Благодаря счастливому случаю подкидыша нашла Исида.

Анубис воссоединился с собственным отцом Осирисом, пусть и необычным способом.

Древнегреческий писатель и философ Плутарх считал, что на самом деле проводник мертвых и есть сын Сета и Нефтиды, которого нашла и воспитала Исида.

Некоторые ученые тоже считают, что Анубис происходил от злобного, свирепого божества Сета и был полноправным хозяином царства мертвых. Когда в пантеоне появился Осирис, Анубис стал его соратником.

Поэтому в мифологии была придумана новая ветвь, представляющая Анубиса как незаконнорожденного сына Осириса.

Интересные факты

  • Анубис появляется как на книжных страницах, так и в фильмах и анимационных работах. По слухам, в 2018 году на суд заядлых киноманов представят ленту, посвященную этому богу. В роли главного героя выступит доктор Джордж Генри, душа которого попала в обитель египетского бога.
  • В Древнем Египте существовала «Книга мертвых», содержавшая религиозные гимны. Она помещалась в гробницу умершего, чтобы помочь душе преодолеть преграды потустороннего мира.

Тату Анубиса

  • Кинодеятели и литераторы используют образ Анубиса в своих произведениях, а художники стараются поместить его на лист бумаги. Простые любители мистики и древних религиозных мотивов увековечивают изображение Анубиса на своей коже, причем значение татуировки и ее характеристику каждый придумывает для себя сам.
  • Каждый умерший попадал на суд Осириса, который восседал на троне с жезлом и плетью. Его помощники Анубис и Тот взвешивали сердце, которое у египтян считалось символом души. На одной чашке располагалось сердце усопшего (совесть), а на другой Правда. Как правило, это было перо или статуэтка богини Маат.

Весы Анубиса

  • Если человек вел благочестивый образ жизни, то обе чаши весов находились наравне, а если он совершал грехи, то сердце преобладало в весе. После суда неправедные съедались Амат – львом с головой крокодила. А праведные отправлялись в рай.
  • Некоторые задаются вопросом: «Анубис – злой или добрый бог?» Стоит сказать, что его нельзя поместить в категоричные рамки, потому что во время суда он руководствуется справедливостью.

Максим Орешкин

Министр экономического развития России

Источник: https://24smi.org/person/2628-anubis.html

Анубис – Египетский бог смерти

Молитва бога анубиса

Анубис известен как бог смерти и является самым старым, и самым популярным из древних египетских божеств.

Древние египтяне высоко ценили Анубиса, потому что считали, что он обладает огромной властью над их физическим и духовным «я», когда они умирают.

Ссылки на происхождение Анубиса встречаются в текстах, относящихся к Старому Царству.

Его слава продолжалась до рассвета Среднего Царства. Его первоначально называли древние египтяне: Инпу или Анпу.

Хотя древнеегипетское слово для королевского ребенка — инпу, более вероятно, становится ясно, что имя этого бога происходит от слова «имп», что означает «распадаться».

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В древнем Египте животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они выкопали свежепохороненные трупы, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Зона ответственности Анубиса

В древней истории Анубис был известен, как абсолютный правитель подземного мира (называемый Дуат). Позже,  эта роль перешла к Осирису.

«Хранитель весов»: одна из его многочисленных ролей, его задачей было определение судеб душ умерших. Как изображено в Книге Мертвых, Анубис взвешивал сердце мертвого на весах из перьев.

Перо представляет собой ложь или правду. Если бы шкала правосудия была направлена ​​к сердцу, мертвый человек был бы поглощен Аммитом, женским демоном, получившим название «пожиратель мертвых».

А если бы шкала правосудия склонилась к перу, Анубис привел бы умершего к Осирису, который помог бы ему подняться на небеса для достойного существования. Бог бальзамирования и мумификации: Анубис занимал важную роль в наблюдении за бальзамированием и мумификацией мертвых.

Дочь Анубиса (Кебешет) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Анубис также оказывал помощь в ритуале «открытия рта», чтобы обеспечить хорошее захоронение. Этот ритуал был выполнен для того, чтобы мертвый человек мог есть и говорить в загробной жизни.

Защитник гробниц: как бог Египта, ответственный за защиту мертвых, многие молитвы Анубиса были вырезаны на могилах усопших.

История мифологии меняется, но, согласно легенде: Брат Осириса (Сет) убил Осириса, заманив его в причудливый гроб, заколотил его и столкнул в Нил.

Жена и сестра Осириса (Исис) вернули тело Осириса на финикийский берег, но сердитый Сет разрубил тело Осириса и разбросал его по всему Египту.

Анубис, Исис и Нефсис собирали все куски (за исключением детородного органа Осириса).

Другой египетский бог, называемый Тотом, помог восстановить тело, и Анубис обернул Осириса в белье, действие которого дало ему титул «Тот, кто занимается бальзамированием».

Родители Анубиса

Существует несколько версий того, как появился Анубис:

Сын Нефсис и Осириса — самая популярная версия. Будучи Богиней Тьмы, Нефсис, естественно, была бы матерью богу, который контролировал процесс бальзамирования, а также направлял души в загробную жизнь.

Сын Нефсиса и Сета: также предполагается, что Сет — отец Анубиса. В этой версии считается, что Нефсис замаскировала себя, как прекрасную сестру Осириса, Исис, чтобы родить сына для Хоруса. Поскольку Сет — Бог тьмы, бурь и разрушений, легко понять, как Анубис мог быть его сыном.

Сын Нефсис и Ра: согласно ранним мифологическим текстам Ра (Бог Солнца) был изображен как отец Анубиса, а его мать была предположительно Бастет, богиня с кошачьей головой или Нефсис.

Жену Анубиса звали Антуп: она имела тело женщины и голову шакала. Также у них была дочь по имени Кебешет, которая являлась богиней очищения.

Храм Анубиса

Анубису поклонялся весь Египет, а его культовый центр находился в Цинополисе, расположенном в 17-м городе (в провинции) Верхнего Египта.

Cynopolis переводится с греческого как «город собак», и это название ему очень подходит из-за тесной связи между шакалами и собаками, и того факта, что некоторые ученые считают, что Анубис действительно был древним волком.

В 1922 году в гробнице короля Тута была обнаружена святыня для Анубиса. Она была из дерева, гипса, лака и золотого листа: статуя изображает Анубиса в животной форме в лежачем положении, точно так же, как он находится в своем иероглифе.

Как указывали сведения, это святилище, вероятно, использовалось на похоронах великого фараона и было ориентировано на помощь фараону в загробной жизни.

Анубис в искусстве

Помимо статуи Анубиса, обнаруженной в гробнице короля Тута, его образ часто встречается в древнегипетском искусстве.

В музеях сегодня существуют маски и статуэтки Анубиса, начиная с раннего и позднего Птолемеевского периода (332-30 до н.э.).

Факты об Анубисе

  • Анубис был богом мертвых и подземного мира до Среднего Царства, пока эта роль не была захвачена Осирисом.
  • Он один из старейших богов,  со времен Старого Царства.
  • Анубис — изобретатель и бог бальзамирования и мумификации.
  • Он руководил смертью в подземном мире (так называемый Дуат).
  • Анубис был Хранителем Весов, привыкшим взвешивать сердца мертвых душ. Его высокий уровень анатомического знания благодаря бальзамированию сделал его покровителем анестезиологии.
  • Прикроватная статуя Анубиса занимает центральное место в гробнице Тутанхамона.
  • Священники, которые совершали бальзамирование мертвых трупов, носили маску шакала.
  • Греческая мифология смешивает Гермеса с Анубисом, от которых появился бог Германубис.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/anubis-egipetskij-bog-smerti/

Бог Анубис (Древний Египет) – Русская историческая библиотека

Молитва бога анубиса

Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.

(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Бог Анубис

Автор изображения

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело.

«Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии.

В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.

), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.

) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».

В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир.

Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры.

Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.

Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.

Кто такой Анубис? фильм

Защитник могил

Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»).

Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила.

Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.

На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.

Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.

В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.

Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)

Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом.

Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда.

Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.

Поводырь душ

К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще.

За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида.

Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.

Взвешивание сердца

Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат).

Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера.

Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.

Образ в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме ­– обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской.

Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации.

Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.

Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).

Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.

В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.

Источник: http://rushist.com/index.php/mifologiya/3769-bog-anubis-drevnij-egipet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.