Молитва для посещения мечети

Содержание

Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети

Молитва для посещения мечети

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих»;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када);
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа».

польза  КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость.

После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи.

К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Вознаграждение (саваб) за совершение коллективного намаза в 27 раз больше вознаграждения (саваб)индивидуального намаза»[1].

«Тот, кто коллективно совершил ночной намаз (аль-‘иша’), будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллективно совершил утренний намаз (аль-фаджр), будто бы совершал намаз всю ночь»[2].

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом»[3].

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно, то ими непременно овладеет Сатана (шайтан). Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки»[4].

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунна муаккада).

Намазы-сунны и дополнительные намазы (нафиль) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль-витр», относящийся к категории ваджиб, можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (джум‘а) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

Порядок совершения коллективного намаза

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого ракяата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард-намаза (аз-зухр), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (такбир аль-ифтитах), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «Сана» и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-‘азым». Имам, сказав «Сами‘ал-лаху лиман хамидах», выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд». Во время земного поклона (суджуд) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля».
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего  сидения читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом  совершают приветствие (ас-салям).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘), последующего выпрямления, во время земного поклона (суджуд) и выпрямления после земного поклона (суджуд), а также во время приветствия (ас-салям) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го ракяата:

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (ас-салям) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар», чтобы  самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина». После этого совершают приветствие (ас-салям) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го ракяата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият».

Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствие (ас-салям), чтобы  самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), после чего со словами «Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘) и 2 земных (суджуд) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствия (ас-салям). Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ракяата:

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар»встают. Стоя, читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият».

Сказав «Аллаху Акбар», встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд).

В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», выполняют приветствие (ас-салям) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘) последнего ракяата, то после приветствия (ас-салям) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (ас-салям). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд)». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой.

В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания.

Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха»[5].

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»[6]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День), когда не будет никакой тени, тень от ‘Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте»[7].

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто наделихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж»[8].

 «Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю»[9].

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети (аль-Харамв Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети.

Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети.

А чтение намаза в мечети «Аль-Акса» (в Иерусалиме) приравнивается к чтению пятиста намазов в обычной мечети»[10].

Архитектурные особенности мечетей

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками.

С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга.

Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва‘аз).

Культура поведения в мечети

 Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду), одеть чистую  одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид»);
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.

[1] Аль-Бухари, «Азан», 30; Муслим, «Масаджид», 249.

[2] Муслим, «Масаджид», 260.

[3] Абу Дауд, Насаи, «Имамат», 45.

[4] Абу Дауд, «Салят», 46; Насаи, «Имамат», 48.

[8] Фадаилуль А’маль, 275.

[10] Аскалани, Булюгуль-Марам, II, 574, также см. Ибн Маджа, Икама, 195, №1406.

Источник: http://dummo.ru/islam/namaz/311-kollektivnyj-namaz-mechet-pravila-povedeniya-v-mecheti

Молитва приветствия мечети

Молитва для посещения мечети

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы [приветствия]»[1].

Ханафитские богословы высказывают мнение о нежелательности совершения двух ракяатов молитвы приветствия, если человек зашел в мечеть в то время, когда совершать молитву-намаз канонически запрещено. Богословы шафиитского мазхаба говорят о том, что, когда бы человек ни зашел в мечеть, он должен совершить эти два ракяата. Это, по их мнению, канонически обосновано.

Касательно случая, когда человек заходит в мечеть во время пятничной проповеди, то здесь также существует несколько мнений.

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «во время чтения проповеди никакая молитва не совершается, а шафииты утверждают, что во время пятничной проповеди никакая молитва не совершается, кроме намаза приветствия»[2].

Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа.

Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.

«Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно», – считают некоторые богословы. В то же время можно совершать намаз приветствия при каждом входе в здание мечети, будучи верным букве хадиса «если кто-либо из вас зашел в мечеть…»

Если вошедший в здание мечети верующий присел, забыв совершить два ракяата молитвы приветствия, то, вспомнив, он может встать и прочитать эту молитву. Однажды, когда сподвижник Пророка Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!»[3] .

Молитва приветствия не читается в следующих случаях:

– при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы[4];

– при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;

– при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на молитву, то никакая иная, кроме данной, не совершается»[5].

Тому, кто зашел в мечеть, но не может совершить молитву приветствия (например, по причине отсутствия омовения), желательно будет проговорить следующее восхваление Господа: «Субхаанал-лаах, валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лаах, вал-лааху акбар»[6].

سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ

Перевод:

«Хвала Господу, Который далек от всех недостатков. Истинное восхваление принадлежит только Ему. Нет бога, кроме Единого Творца. Он превыше всего».

Молитва «Тахаджуд»[7]

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи»[8].

В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи»[9].

Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это – признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений»[10].

Количество ракяатов этой молитвы – от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а)[11]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [12].

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи[13]. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари»[14].

Молитва «Истихара»

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Истихара[15] – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь.

Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения.

Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.

Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).

Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм.

Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь.

Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь»[16].

اَللَّهُمَّ إِنِّى أَسْتَخِيـرُكَ بِعِلْمِكَ وَ أَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَ أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ . فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَ لاَ أَقْدِرُ وَ تَعْلَمُ وَ لاَ أَعْلَمُ وَ أَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ.

اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ … خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَ يَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ .

وَ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِـبَةِ أَمْرِي , فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَ اصْرِفْنِي عَنْهُ , وَ اقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّرَضِّنِي بِهِ .

Перевод:

«О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!

О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلَى سَـيِّدِناَمُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ .

Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять.

В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце»[17]. Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.

В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.

В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя»[18].

Источник: https://umma.ru/molitva-privetstviya-mecheti/

Молитва для посещения мечети

Молитва для посещения мечети

Новая статья: молитва для посещения мечети на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

У каждой религии есть свои религиозные сооружения. Бывает такое, что мы находимся в поездке в другой стране и стараемся совершить экскурсии в различные места. Тогда мы и сталкиваемся с вопросом о том, можно ли посещать православным мечеть, синагоги или прочие молитвенные сооружения.

Православие и религиозные сооружения

Однозначной точки зрения на данный вопрос у священнослужителей нет:

  • одни считают, что запрещено посещать храмы других религий и совершать в них молитвы,
  • вторые же считают, что Бог един для всех и нет никаких препятствий в сотворении данных действий.

Церковные каноны запрещают проводить молитвы христианам совместно другими иноверцами или даже последователями прочих христианских конфессии. Суть заключается в том, что такая молитва может говорить о том, что Вы не веруете в истинность и спасительность Церкви Христа.

Именно с такой точки зрения стоит понимать данный запрет. Однако если Ваше посещение религиозных храмов несет лишь ознакомительный характер, то это под запрет не попадает. Необходимо также обращать внимание на гостеприимство стороны представителей исповедуемой религии. Нужно соблюдать некоторые правила для того, чтобы не вызвать у них негативной реакции.

Посещение мечети

Можно православному заходить в мечеть? Уже было сказано, что если посещение несет ознакомительный характер, то можно. Самое главное – соблюдение определенных правил. Так например перед посещением мечети необходимо знать некоторые тонкости:

  • не желательно входить в мечеть во время молитвы,
  • одежда должна быть скромной. Плечи и колени стоит закрыть. В некоторых мечетях даже предлагают накидки.
  • волосы на голове у женщин должны быть покрыты косынкой,
  • перед входом всем необходимо снять обувь,
  • запрещено в мечети кушать и пить,
  • не разрешается нарушать покой молящихся: проходить перед ними или близко стоять к ним,
  • мобильный телефон стоит выключить,
  • в основном в мечете разрешается делать снимки вне часов молитвы. Под запретом фотографирование людей во время их омовения или чтения молитвы,
  • зайти в мечеть можно бесплатно, но никто не откажется от пожертвований.

Если у Вас есть какие-либо сомнения, то спросите у священника. Но можете также смотреть по своему состоянию, если Вы заставляете себя через силу идти в храм другой религии, то может не стоит этого делать?

Молитва приветствия мечети (намаз тахият)

Молитва приветствия мечети – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть.

В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим).

В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

В случае, если мусульманин, посетив мечеть, присел по забывчивости, то ему следует встать и выполнить намаз приветствия.

Относительно желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся.

Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка (с.г.в.

): «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим).

Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время.

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам.

Когда не следует совершать намаз-тахият

1. Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)

2. В случае посещения дома Аллаха с намерением выполнения праздничной молитвы (ид намаза)

3. В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард)

4. В случае входа в мечеть во время чтения пятничной проповеди (согласно ханафитскому мазхабу; шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы)

5. В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.

Источник: https://xn----7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-dlya-poseshheniya-mecheti/

15 правил посещения мечети

Молитва для посещения мечети

Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.

В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).

Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).

Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)

Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха

Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.

Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №3: дуа по дороге

Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً

«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»

«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз

Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз.

(Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно.

Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).

Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.

Правило посещения мечети №5: дуа при входе

Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:

أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ

«А'уҙубилляhи-ль-'Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-адими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму 'аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фта ли абваба раматика».

«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».

Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф

При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.

Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:

لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد

« и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф…» (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).

Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети

Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.

Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».

Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей

Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место.

Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей.

Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).

Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися

Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз.

Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим).

Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».

Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.

Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия

Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.

Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».

Правило посещения мечети №11: не повышать голос

Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).

Правило посещения мечети №12: отказ от торговли

Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо.

Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: “Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!”» (имам ат-Тирмизи).

В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: “Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!” – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети

Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).

Правило посещения мечети №14: не выходить после азана

Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.

Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).

Правило посещения мечети №15: дуа при выходе

Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:

بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم

«Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму 'аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас'алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-'ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».

«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

 ru.wikihow.com

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/54328

Как и когда совершать тахият-масджид (приветствия мечети) намаз? Достоинство и время тахитуль-масджид намаз

Молитва для посещения мечети

Подробности Категория: Намаз

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

«Аллахумма-фтахлии абваба рахматика» перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости». затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

https://www.youtube.com/watch?v=WdvJVxwLYEE

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы.

Встань же и соверши ее!». Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается.

Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия.

Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого».

 Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха.

Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети.

Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает.

Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

    Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной

  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это – согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву»)
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается.

При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Источник: https://www.islam-love.ru/namaz/741-namaz-privetstviya-mecheti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.