Молитва елизавете федоровне романовой

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова

Молитва елизавете федоровне романовой
antiguo_hidalgoВеликой княгине Елисавете ФеодоровнеЯ на тебя гляжу, любуясь ежечасно:‎Ты так невыразимо хороша!О, верно под такой наружностью прекрасной‎Такая же прекрасная душа!Какой-то кротости и грусти сокровенной‎В твоих очах таится глубина;Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;‎Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой‎Твою не запятнает чистоту,И всякий, увидав тебя, прославит Бога,‎Создавшего такую красоту!(К.Р.) 1 ноября 1864 года родилась принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская. Внучка английской королевы Виктории, старшая сестра последней российской императрицы Александры Федоровны.

В возрасте 20 лет, в качестве невесты великого князя Сергея Александровича, она приехала в Россию и осталась здесь навсегда. После трагической гибели мужа, убитого террористом Каляевым, она распустила свой двор и стала сестрой милосердия в основанной ею Марфо-Мариинской обители.

До конца жизни Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь, заботилась о бедных, больных и раненых.

В 1918 году великая княгиня была выслана большевиками на Урал, в Алапаевск, где вскоре зверски убита вместе с другими членами семьи Романовых.

Заживо сброшенная в глубокую шахту, она нашла в себе силы перевязать разбитую голову князя Иоанна Константиновича, разделившего ее ужасную участь. Русской православной церковью Елизавета Федоровна Романова причислена к лику святых.

О человеке лучше всего говорят его дела и письмаИз письма к отцу, Людвигу IV, великому герцогу Гессенскому и Прирейнскому (1 января 1891 г.): Я решилась на этот шаг (переход в Православие) только по глубокой вере и я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем.

Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена».

Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Ты говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня и не богослужение — но основа веры. Из письма В.Ф. Джунковскому, адъютанту великого князя Сергея Александровича (1905 г.

): Революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Мой долг – заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания… Предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки…Из письма императрице Марии Федоровне (8 марта 1905 г..

): Жестокое потрясение [от смерти мужа] у меня сгладил небольшой белый крест, установленный на месте, где он умер. На следующий вечер я пошла туда помолиться и смогла закрыть глаза и увидеть этот чистый символ Христа. Это была великая милость, и потом, по вечерам, перед тем, как ложиться спать, я говорю: «Спокойной ночи!» — и молюсь, и в сердце и душе у меня мир.

Из письма княгине З. Н. Юсуповой (23 июня 1908 г.):Мир сердечный, спокойствие души и ума принесли мне мощи святителя Алексия. Если бы и Вы могли в храме подойти к святым мощам и, помолясь, просто приложиться к ним лбом – чтобы мир вошел в Вас и там остался.

Я едва молилась – увы, я не умею хорошо молиться, а только припадала: именно припадала, как ребенок к материнской груди, ни о чем не прося, потому что ему покойно, от того, что со мною святой, на которого я могу опереться и не потеряться одна. Из писем императору Николаю II (26 марта и 18 апреля 1909 г.

): Через две недели начинается моя новая жизнь, благословленная в церкви. Я как бы прощаюсь с прошлым, с его ошибками и грехами, надеясь на более высокую цель и более чистое существование.Для меня принятие обетов — это нечто еще более серьезное, чем для юной девушки замужество. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним.

Из письма Елизаветы Федоровны профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А. Дмитриевскому (1911 г.): Некоторые не верят, что я сама, безо всякого влияния извне, решилась на этот шаг. Многим кажется, что я взяла на себя неподъемный крест, о чем и пожалею однажды и — или сброшу его, или рухну под ним.

Я же приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь после смерти Сергея, но который за долгие годы до этого начал брезжить в моей душе. Для меня это не «переход»: это то, что мало-помалу росло во мне, обретало форму. Я была поражена, когда разыгралась целая битва, чтобы помешать мне, запугать трудностями.

Все это делалось с большой любовью и добрыми намерениями, но с абсолютным непониманием моего характера. Из письма Е.Н. Нарышкиной (1910 г.): Вы можете вслед за многими сказать мне: оставайтесь в своем дворце в роли вдовы и делайте добро «сверху».

Но, если я требую от других, чтобы они следовали моим убеждениям, я должна делать то же, что они, сама переживать с ними те же трудности, я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта – ничего у меня нет, кроме любви к Христу, но я слаба; истинность нашей любви к Христу, преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей – именно так мы отдадим Ему свою жизнь… Из письма императору Николаю II (26 марта 1910 г.): Чем выше мы пытаемся подняться, чем большие подвиги налагаем на себя, тем больше старается диавол, чтобы сделать нас слепыми к истине. Продвигаться вперед надо настолько медленно, чтобы казалось, что стоишь на месте. Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы долж­ны прийти — с помощью Божией все возможно. Из письма графине А.А. Олсуфьевой (1916 г.): Я не экзальтированна, мой друг. Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит. Я много читала Евангелие за последнее время, и если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными. Из писем великому князю Павлу Александровичу (31 марта 1905 г.) и княгине З.Н. Юсуповой (1 июля 1908 г.):

Но все же смерть остается разлукой. Я не люблю это слово; думаю, те, кто уходит, подготавливают для нас дорогу, а наши здешние молитвы помогают им расчистить путь, по которому нам предстоит пройти…

antiguo_hidalgo

«ПРОПЛЫВАЮТ ОБЛАКА» Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,над серебряными деревьями звенящие, звенящие голоса,в сумеречном воздухе пропадающие, затихающие постепенно,в сумеречном воздухе исчезающие небеса?Блестящие нити дождя переплетаются среди деревьеви негромко шумят, и негромко шумят в белесой траве.

Слышишь ли ты голоса, видишь ли ты волосы с красными гребнями,маленькие ладони, поднятые к мокрой листве?”Проплывают облака, проплывают облака и гаснут…” -это дети поют и поют, черные ветви шумят,голоса взлетают между листьев, между стволов неясных,в сумеречном воздухе их не обнять, не вернуть назад.

Только мокрые листья летят на ветру, спешат из рощи,улетают, словно слышат издали какой-то осенний зов.”Проплывают облака…” – это дети поют ночью, ночью,от травы до вершин всё – биение, всё – дрожание .

Проплывают облака, это жизнь проплывает, проходит,привыкай, привыкай, это смерть мы в себе несем,среди черных ветвей облака с голосами, с любовью…”Проплывают облака…” – это дети поют обо всем.

Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,блестящие нити дождя переплетают звенящие голоса,возле узких вершин в новых сумерках, на мгновениевидишь сызнова, видишь сызнова угасающие небеса?Проплывают облака, проплывают, проплывают над рощей,где-то льется вода, только плакать и петь, вдоль осенних оград,всё рыдать и рыдать, и смотреть всё вверх, быть ребенком ночью,и смотреть все вверх, только плакать и петь, и не знать утрат.Где-то льется вода, вдоль осенних оград, вдоль деревьев неясных,в новых сумерках пенье, только плакать и петь, только листья сложить.Что-то выше нас, что-то выше нас проплывает и гаснет,только плакать и петь, только плакать и петь, только жить.

/1961/

Page 3

antiguo_hidalgo

Цирк давно опустел, тишиною закован, Только где-то гитара нарушает аккордом покой – Это песню, это песню поет старый клоун, Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой. Он прощается с цирком – со смешною своею судьбой. Он поет о гастролях, о неведомых странах.

Он поет о манеже, который уже далеко, О далеких, о забытых сырых балаганах, О своем ремесле и о том, как смешить нелегко. Старый клоун уходит успехи свои и потери, Словно старый солдат навсегда он уносит с собой Осторожно, осторожно не скрипнете двери Он прощается с цирком, как с любовью своей и судьбой.

Осторожно, осторожно не скрипнете двери Он прощается с цирком, как с любовью своей и судьбой.

/Булат Окуджава/

Page 4

?

|

antiguo_hidalgo7 ноября 1941 года военные парады прошли в Москве и в Куйбышеве.Но мало кто знает о том, что 7 ноября 1941 года в Воронеже состоялся третий военный парад войск Юго-Западного фронта.
В Воронеже в 11 часов утра парад войск и боевой техники принимал маршал С.К. Тимошенко, командовал парадом генерал-лейтенант Ф.Я. Костенко, а также первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который в 1941 году был простым членом военного совета фронта. С трибуны маршал С.К. Тимошенко обратился к воинам с речью, завершив ее призывом:– Дорогие товарищи! Враг коварен и силен. Но силы нашего народа, героизм наших славных бойцов велики и неисчерпаемы. Наш народ непобедим! Клич: «Смерть за смерть, кровь за кровь» – стал боевым призывом всех советских патриотов к полному и окончательному разгрому кровавого фашизма. Товарищи! Победа будет за нами! Порукой этому является героизм советского народа, правое дело, за которое мы боремся!Так же как и с Красной Площади в Москве, бойцы Юго-Западного фронта, промаршировав по площади 20-летия Октября (ныне пл. Ленина), уходили прямо на фронт.
6 ноября 2016г. в Воронеже в память о параде 1941 года прошла реконструкция военно-исторического парада.

Источник: https://antiguo-hidalgo.livejournal.com/236571.html

Икона святой мученицы Елизаветы

Молитва елизавете федоровне романовой

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна

  1. До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.

  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.

  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.

На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Икона Святой Елизаветы

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Икона преподобномученицы Елизаветы Федоровны

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-elizavety-fedorovny.html

Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны

Молитва елизавете федоровне романовой

19.07.2017

  • Автор обзора: Телеканал Союз

В 1925 году, в день памяти прпмц. Елизаветы Феодоровны, архиепископ Анастасий (Грибановский) произнес слово, посвященное светлой памяти Великой княгини. В частности, он отметил: «Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар Неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Это было редкое сочетание возвышенного христианского настрое­ния, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией.

Самый внешний облик княгини отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного высокого до­стоинства, выделявшего ее из окружающей среды». Великая княгиня Елизавета Федоровна сегодня почитается русским церковным народом как одна из величайших и любимых подвижниц.

Ее прекрасная светлая личность привлекает все большее внимание наших современников, в том числе писателей, которые, прочитав ее житие и письма, берутся за перо, чтоб посвятить полюбившейся святой свое произведение. Одно из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

Итак, сегодня наш рассказ о документальной повести писательницы Наталии Романовой-Сегень – «Гефсиманский сад: Книга о преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне и алапаевских мучениках».

Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и рассказывает о крестном пути алапаевских мучеников, злодейски убитых большевиками в ночь на 18 июля 1918 года близ уральского города Алапаевска.

Но, как отмечают издатели, прежде всего книга эта о прекрасной и трагической жизни основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича (убитого террористом в 1905 году).

«Это чудная, святая женщина она… достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!» — так говорила о Елизавете Федоровне греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра великого князя Сергея Александровича. А Великий князь Константин Константинович Романов (его поэтический псевдоним К. Р.) посвятил великой княгине Елизавете Федоровне стихи:

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

Ты так невыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной

В твоих очах таится глубина;

Как Ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

Елизавета Фёдоровна была арестована в третий день Святой Пасхи 13 апреля 1918 года. Сначала арестованные и пожелавшие следовать вместе с Елисаветой Фёдоровной лица недолго пробыли в Перми, затем были доставлены в Екатеринбург, где в то время находилась царская семья.

Несмотря на все просьбы Елизаветы Фёдоровны о свидании, в нём ей было отказано. Вскоре будущих новомучеников перевезли в шахтёрский городок Алапаевск, где уз­ников разместили в здании Напольной школы.

Вместе с Елизаветой Фёдоров­ной находились преданная ей сестра обители инокиня Варвара, великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, Владимир Палей и Фёдор Ремез.

По словам протоиерея Владимира Чугунова, основное повествование в книге «Гефсиманский сад» развивается как раз в Алапаевске, вся канва жизни Елизаветы Фёдоровны показана в виде ретроспекций». Пребывая в заключении, Великая княгиня вспоминает всю свою жизнь, свидетелем которой и станет читатель этой повести.

Так, своё повествование Наталья Романова начинает с яркого и очень трогатель­ного эпизода, произошедшего в одном из приютов. Перед визитом Елизаветы Фёдоровны малолетних девочек усердно наставляли: «Говорите: «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки. Запомнили? «Здравствуйте, Ваше высочество!» – и целуйте ручки.

Не перепутайте! – наставляла начальница приюта своих маленьких воспитанниц – девочек от 5 до 7 лет. Те покорно кивали. «Здравствуйте… Ваше высочество… И целуйте ручки», – повторяла про себя каждая из девочек по нескольку раз. Сейчас-то они запомнили, а вот бы завтра от волнения не перепутать, что за чем. Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки.

Здравствуйте, Ваше высочество, и целуйте ручки.

Когда на следующий день приехала Елизавета Фёдо­ровна, «работницы приюта замерли в глубоком поклоне. Начальница, склоняясь, тихо скомандовала: «Девочки, хором!» «Здравствуйте, Ваше высочество!» – дружно и громко выговорили воспитанницы.

– «И целуйте ручки!» – 20 детских рук выросли навстречу Елизавете Федоровне – у кого левая, у кого правая. Было видно, что взрослые опешили. Да и сама высокая гостья замешкалась в растерянности. Но не долго. Улыбнулась ласково, подошла к первой девочке в ряду и поцеловала ей крохотную ручку».

А потом, к всеобщему удивлению, Матушка поцеловала все до одной. «Она целовала их так, – пишет автор, – словно то были не ручки пятилетних пигалиц, а знатных господ. И при этом так ласково, так нежно, будто каждая из девочек была ее собственной дочерью.

Она приникала к детским рукам так, как может только мать, истинно и трепетно любя свое чадо».

Находясь в Алапаевске под строжайшим наблюдением злых охранников, матушка, непрестанно молилась, во всем уповала на Господа. И ни за что на свете не хотела оставлять многострадальную Россию, которая стала для нее Родиной. И когда ей князь Сергей Михайлович предложил бежать, она сказала, что никуда не уедет отсюда.

На вопрос, почему, Елизавета Феодоровна сказала, что здесь ее Гефсиманский сад. «Сад, в котором остался Христос, приняв добровольную жертву. Сад, в котором остался ее муж, желая пройти путь, уготованный ему Господом. Сад, который не покинет она из-за любви к Христу, мужу, сестрам».

Так думала святая Елисавета, зная, что ждет ее впереди. Поэтому и название книги Натальи Романовой – не случайное.

По словам По словам протоиерея Владимира Чугунова, «о своём “Гефсиманском саде” Елизавета Фёдоровна заговорила вскоре после ареста и пожела­ла взойти на российскую Голгофу вместе со своим страдающим народом, ре­шительно отказавшись от возможности покинуть Россию.

Как отмечает отец Владимир, «в Священном Писании упоминается наивысшее молитвенное напряжение Христа, когда капли пота были подобны каплям крови.

Суть моления – просьба к Отцу, если возможно, пронести чашу страданий мимо, но с непремен­ным добавлением, “впрочем, не Моя, а Твоя воля да будет” (Лук. 22.42). А в Евангелии от Иоанна мы видим, как Спаситель заботится – об учениках и их последователях.

Основной смысл молитвы – о сохранении единст­ва. В этом полагается залог спасения, крепости и благополучия.

Многократ­ные повторения Христом вслух для учеников слов о единстве говорят о том, что Он уже тогда знал и скорбел о несохранении и попрании единства, что “меч и разделение”, о которых ранее упоминал Он, возьмут верх в грешных человеческих сердцах. Этою скорбью пронизаны все слова молитв Его.

Гефсиманское моление Елизаветы Фёдоровны – тоже о заблудших детях России. Она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и её детям, которые в настоя­щее время не знают, что творят.

Разве это не больной ребёнок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здо­ров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не мо­жет погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет».

Но, как отмечала матушка, «…Полностью разрушена Великая Россия, безстрашная и безукоризненная. Но Святая Россия и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было.

И те, кто верует и не сомневается ни на мгновение, увидят «внутреннее солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури. …И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными».

***

В ночь на 18 июля 1918 года, когда Церковь праздновала память Преподобного Сергия Радонежского, под Алапаевском были заживо сброшены в шахту Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, её верная спутница инокиня Варвара Яковлева и Великие Князья и врач Федор Ремез.

Спустя три месяца их останки были извлечены из заброшенной Алапаевской шахты, обмыты и положены во гробы. Затем останки Великой Княгини и её верной келейницы были перевезены на Святую землю. Тем самым исполнилась заветная мечта прпмц.

Елисаветы — её мощи оказались в Иерусалимском храме Марии Магдалины, на освящении которого она несколько лет назад присутствовала. Святая Елизавета показала нам пример истинной любви к Богу и ближним, непоколебимой веры и умения стойко преодолевать тяжелые искушения.

Сегодня мужеству и самообладанию у нее могут поучиться многие испытанные Христовы воины.

Программа “У книжной полки” / Телеканал “Союз”

Источник: https://pravchtenie.ru/obzory/gefsimanskoe-molenie-elizavety-fyedorovny/

Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова

Молитва елизавете федоровне романовой
ru_oldrussiaduchesselisa

Великая княгиня Елизавета Федоровна – урожденная принцесса Гессенская и Рейнская, внучка королевы Виктории, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, жена Великого князя Сергея Александровича.

После зверского убийства мужа террористом Каляевым продала все имущество и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве. При обители были бесплатная столовая для бедных, библиотека, школа, больница, куда привозили самых безнадежных больных, за которыми ухаживала сама Елизавета Федоровна.

После революции Великая княгиня была сослана в Алапаевск, где убита большевистскими нелюдями в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Алапаевских мучеников сбросили в шахту и забросали гранатами. Вся переломанная, и здесь она помогала ближнему – перевязала рану князя Иоанна Константиновича.

Алапаевские мученики причислены к лику святых. Прекрасная поэма о Великой княгине была написана Еленой Васильевой.

На русскую землю ступилаКак сказочный сон, как мечта,Как Ангел пресветлый спустилась -Души неземной – красота! Вся залита солнечным светомИ поступь скромна и нежна.

Плыл звон колокольным приветом -На Троицу шла – в Русь – Княжна! О, знала ль тогда Русь Святая, -Какой дар Господь преподнес?То – Слава Церквей золотая!Избрал – как Звезду – Сам Христос! Любви, сколько кротости в слове!В глазах – Свет, Небес глубина…В земных дух томился оковах…Как милостью к ближним полна! На помощь спешила к любому:В приюты, больницу, домаИ жизнь облегчала чужому…И госпиталь строит Сама.И Князь Сергий Веры глубокойС любовью жене помогал.Душой благородный, высокойОт голода бедных спасал… Любил муж посты и молитвыИ долгие службы в церквях.И видела, как с Богом слит Он,Святое Причастье приняв. О, как захотелось Ей тожеК Святой Чаше с ним подойти!И радость, что мира дорожеНавеки в тот миг обрести!..…Избранница! Радость Христова!Ты – словно земной Херувим!Принять Православье готова,Чтоб Верой был дух негасим. И с трепетом Ты принимаешь!И Богу всю жизнь посвящаешь…Вдруг стали к Великой КнягинеУгрозы в письме приходить:” Мы мужа убьем! ” Сердце стынет!..В поездках решает с Ним быть. Но горе ворвалось уж в двери -Не выплакать сердцу потери!.. ……………………….. О, ужас предстал перед взором!От взрыва – кругом на снегу -России безмолвным укором!..Лежали останки в кругу… Без крика и слез над супругом.Смиренно склонилась ОнаСобрать Того, кто был Ей другомДолжна непременно Сама! И, стоя в снегу на коленях,С окаменевшим лицом -Куски собирала в моленье …Зажала иконки с кольцом – Иконки, что были на шее…Теперь Она будет лелеять. … Дух силы, великий дух волиНе мог причинить тому болиКто предан был Князю до смерти:”Он жив, к Вам послал меня, верьте,” -Так кучера днем утешала.В ночь умер. Семье помогала… Светильник Любви Ты Христовой,Земные отвергнув оковы,Взор к Богу души устремила -Небесной красой изумила!.. … Пошла на день третий к убийцеСвятое Писание, взявБеспечно Каляеву спитсяОтверг покаянье, прогнав. Кричал на суде, сатанея,Что будет сжигать, убивать!Без Господа души – звереют…В час смертный кого призывать?!”О, если вникнем в жизнь человека -Увидим, что она полна чудес!Вы скажете, что жизнь, как калека, -Из ужаса и смерти – жалкий вес.О, да, но в Небесах лишь понимают,За что кровь жертв невинных проливают”. Сосуд Пречистой Божьей благодати -Ты всех хотела отогреть в объятьях!.. Все состоянье людям раздала,Обитель милосердья создала,Ушла от светской жизни и мирской,Найдя Себе в обители покой -Святых во имя Марфы и Марии. День каждый сестры после литургииВ больницу к бедным шли, чтоб им служить,Заблудших пробуждать, спасать, лечить… “Великая! Ты – мира украшенье!Светило Милосердия, Любви!Божественное людям утешенье,-Ко всем спешила, только позови! Носила власяницу и вериги!И без матраса на досках спала!И пастырей звала к Себе великих -Нектара православного – пчела. Столовые, приюты создавала,Где бедных и сироток окормляла.И раненым Ты с сестрами служила,И храмы – во спасенье – возводила! Благоговейна служба и светла!В духовности обитель расцвела…В агонии Россия! Меркнул свет…Мелькала тень зловещая в пороше.Угрюмен и озлоблен был прохожий.Предательства, злоречья – вражий след. Глаза в бреду горящие у сплетен:Во след Святой – презренье грязных песен,Плевки и камни пьяной, злой толпы -Не целовали след Твоей стопы! В терпении великом дух горит!Лишь Бог залечит раны, исцелит.О сколько на обитель нападали!Врывалась разъяренная толпа.Еще мгновенье – всех бы растерзали,Но кротость усмиряла силы зла. Тогда… завидев ангельский Твой Лик -Враг, устыдясь, к Распятию приник!..Из письма Елизаветы Федоровны (1917г.) “К России я испытываю жалостьГлубокую, как матери к дитя.Которые не знают, что творят…О сколько дней печальных нам осталось?! Я верю – не погибнет Русь Святая!Увы, Руси Великой больше нет…Но после покаянья будет свет!И Бог народ простит, благословляя”.Её молитвы, Духа глубина,Вручение Себя лишь Божьей воле, -Давали черпать силу всем сполна,Терпеть позор, страдания дотоле. В глазах всегда таинственная грусть -Печать Высоких Душ, летящих в Небо.Страдание, как – за больную – РусьИ слезы покаянья – вместо хлеба. Она – благоуханье чистых лилий!Её молитвы хворь чудотворили.…Зверь вышел на кровавую работу:Аресты, казни, пытки – кровь рекой!Расплата за желанную свободу…О, где Россия, где твой лик святой?! …В седмицу светлую явились палачи,Как коршуны слетелись за добычей.С тупыми взорами и шеей бычьейОмыли в праведной крови мечи. За чистою, прекрасной голубицейСтервятники латышские пришли,Которая подобно райской Птице,В молитвах освещала боль земли! И стали забирать Её святую…Рыдают сестры: “Мать не отдадим!”Вцепились в ноги, жизнями рискуя…Приклады – вход, под крики: “Все спалим!” Душа и сердце рвутся на куски!И вопль! Крики! Муки, горе! Горе!!!Как пережить незбывность сей тоски?!Отчаянье, бессилья – море, море!!! Весь дух кричит: “Народ наш, заступись!Безмолвствуешь?! Тебя Она спасала!Безумный, продаешь страну, очнись, -В тебя вонзится смерти тоже жало!” Вслед побежали сестры за машиной.И падали, уж не хватало сил!..С Варварой увозили, Катериной,А батюшка все плакал и крестил. Келейница Варвара с Ней осталась, -Чуть кровью за себя не расписалась. …Сто пять записок сестрам написала,В которых утешала, утешала… И вот пришло еще одно письмо -Любовию и нежностью полно:”Я не могу вчерашний день забыть:Все дорогие, милые мне лица,Какие в них страданья! Боль не сбыть!..По деточкам душа моя томится.О, как оставлю вас?! Как укрепить?!Сплотитесь, будьте все одной душою.Цыпляточки, я буду вас любить.За грешную молитесь – вы – со мною!” И много, очень много теплых строк:”Во всем Господня воля – с нами Бог!”Ссылка в Алапаевск.1 Так Матушка с Великими Князьями,Как узница была заключена.Молитва, голод были им друзьями -Забыла о Святых в чаду страна. И местные – девчушку посылали:”Князьям – еду, цветочки отнести!Как часто девочку солдаты гнали,Но мама скажет дочке: “Упраси!” И Матушка вдруг выйдет ей навстречу -Лучистые, небесные глаза!Возьмет корзиночку – светлеет вечер…”Ах, милая!” – и катится слеза. “Немного жить, немного нам осталось.Вы помолитесь, поминайте нас…”Ткань, платье тайно ей подаст: “Вот малость!”И слезы, слезы катятся из глаз… 2Предательством, иудиной печатью,Грехопаденьем Русь осквернена!Детей избранных предала распятью -Под прахом Их – сама погребена!.. Не защитила! Сердце не забилосьОт состраданья, жалости к Святым!Всех благородных, лучших истребилаИ царство отдала навеки злым. В те ночи лютые и заревныеПод пытками вела своих сынов!И отдала на муки роковые…Кровь избранных – для красных злых богов!.. Святая агнице… – прославила страданья!Все в жертву – за спасенье душ убийц:И жизнь Свою, побои, поруганье -Любовь – не знающая и границ!.. Любовь, которой нет и нет предела -Благоуханная, смиренная, свята.Душою в Рай при жизни возлетела,Как Ангел на земле была светла!.. Невеста ХристоваВенец Святой Руси – Елисавета!Как Небо – ослепительна чиста.Душа – огонь Божественного света,Шла с радостью на муки за Христа! Ты в платье черном слезы приютила -Великий Дух смиренен, как свеча!Как пред иконой – пред Тобой кадило -Во свете негасимого луча. И ангельской красы непостижимой!Коснулись нечестивые персты…Взглянув в простор небес необозримыйВзмолилась: “Все им, Господи, прости!” Но звери в человеческом обличьеТебя не пощадили, Дивный Цвет!Столкнули в шахту… в дьявольском величьеЛожился тенью бесов силуэт… Но как непобедима сила смерти,Чьи пальцы во знамении креста!И лились звуки Херувимской песни -Победа воссиявшего Христа!

Аминь.

ru_oldrussiaduchesselisa

Великие Князья Михаил, Георгий Николай и Великая княжна Ксения

Думаю, даже нельзя сравнить дореволюционные праздники с праздниками настоящими.

Когда я читаю описания Празднования Пасхи в Царской России, то представляется действительно сказочный праздник в сказочной стране, которую в 1917 году уничтожили…

Так вспоминает о Пасхе Владимир Олленгрэн, воспитывавшийся вместе с Великими князьями Ники и Жоржи (Николай II и Великий князь Георгий Александрович):

“Время до Воскресения дети переживали необычайно остро. Все время они приставали к маме с вопросами:- Боженька уже живой, Диди? Ну скажите, Диди, что Он уже живой. Он уже ворочается в своей могилке?- Нет, нет. Он еще мертвый, Боженька.И Ники начинал капризно тянуть:- Диди… Не хочу, чтобы мертвый. Хочу, чтобы живой…- А вот подожди. Батюшка отвалит крышку гроба, запоет: «Христос воскресе», – тогда и воскреснет Боженька…- И расточатся врази Его? – тщательно выговаривал Ники непонятные, но твердо заученные слова.- И расточатся врази Его, – подтверждала мать.В Страстную Пятницу с Императорского фарфорового завода привозилась груда фарфоровых прелестных яиц различных размеров. Эти яйца предназначались для христосования со всеми служащими во дворце. Большие яйца, очень дорогие, вероятно, получали лица, близкие к Августейшей Семье. Меньшие полагались персоналу, обслуживавшему дворе.”Вспоминает Владимир Оллленгрэн еще один случай: ” …когда я сказал, что иду сейчас в мамину квартиру, где Аннушка красит яйца, то впечатление было такое, будто гром ударил среди ясного неба! Что такое: красить яйца? Как это так: красить яйца? Разве можно красить яйца? И в сравнении с этим любопытством чего стоили все писанки, изготовленные на Императорском заводе? Аннушка делала какую-то особенно прочную краску из лукового настоя. Она снизошла к нашим мольбам, засучила нам рукава, завесила грудь каждому какими-то старыми фартуками и научила искусству краски. Забрав в руки плоды своего искусства, мы с невероятно вымазанными руками, следовали на свою половину. Начали мыть нам руки, принесли песок, но краска так и не отмылась до самой Фоминой. Во время христосования отец Ники вдруг потянул носом и спросил:-Что-то ты, брат, луком пахнешь, а?И тут заметил его неоттертые руки.-А ну ты, Жоржик? Ты, Володя? Понюхал нас всех. От нас несло луком.-В чем дело?Мать со слезами объяснила происшествие. Александр Александрович расхохотался на весь дворец. -Так вы малярами стали? Молодцы! А где ж ваша работа?Мы бросились в опочивальню и принесли свои узелки.-Вот это папе, это маме, это – дедушке. Александр Александрович развел руками.-Вот это – молодцы! Хвалю. Лучше всякого завода. Кто научил?-Аннушка.-Шаль Аннушке! И пятьдесят рублей денег. А вам по двугривенному. Сколько лет живу на свете – не знал, что из лука можно гнать краску!И через несколько минут после его ухода нам принесли по новенькому двугривенному. Пасха была одним из любимейших праздников и в семье императора Николая II. Вот что пишет о Русской Пасхе Роберт Масси в книге “Николай и Александра”: Пасху царская семья обычно встречала в Ливадии. Хотя этот праздник в императорской России и был утомителен для императрицы, он приносил ей много радости. Государыня не щадила сил, которые собирала по крохе. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. Повсюду на лицах видны были радость и умиление.

По всей России в святую ночь храмы полны были верующих, которые, держа в руках зажженные свечи, слушали пасхальную службу. Незадолго до полуночи начинался крестный ход, который возглавлял священник, епископ или митрополит. За ним, словно огненная река, шли прихожане.

Вернувшись к дверям храма, они воссоздавали сцену, когда ученики Христа обнаружили, что камень, закрывавший погребальную пещеру, отвален.

Заглянув внутрь и убедившись, что храм пуст, священник обращал лицо к собравшимся и восторженно восклицал: “Христос Воскресе!” И прихожане с сияющими от радости глазами громогласно ответствовали: “Воистину Воскресе!” В разных уголках России – перед собором Василия Блаженного на Красной площади, на ступенях Казанского собора в Петербурге, в маленьких церквушках в самых отдаленных селениях – русские люди – и князья, и простолюдины – смеялись и плакали от счастья. А.Вырубова вспоминала: “В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты “Штандарт” и т.д. Императрица – с детьми местных школ”. Когда заканчивалась служба, начинался всенародный праздник. Люди угощали и угощались, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Пировать, как правило, начинали после возвращения из храма. Великий пост, во время которого запрещено было, помимо прочего, есть масло, сыр и яйца, оканчивался. Традиционным угощением была пасха, изготовлявшаяся из творога, сметаны и изюма, и кулич – круглый праздничный кекс, залитый сверху белой глазурью, по которой выведены были инициалы ХВ – “Христос Воскресе”. Всякий, кто заходил в дом, был желанным гостем, столы были накрыты днем и ночью. Ливадийский дворец превращался в огромный банкетный зал. Наутро приезжали из Ялты похристосоваться школьники, получавшие из рук императрицы и великих княжен куличики. Свитским и
лейб-гвардейцам августейшие хозяева дарили свои знаменитые пасхальные яйца. Некоторые из них были незамысловаты: изящно раскрашенная скорлупа, откуда сквозь крохотные отверстия извлечено содержимое. Но были и такие, что представляли собой шедевры ювелирного искусства – творения бессмертного Фаберже. 

Елисавета феодоровна – древо

Молитва елизавете федоровне романовой

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Елисавета Феодоровна (1864 – 1918), великая княгиня, преподобномученица

Память 5 июля, 25 января (Греч. [1]), в Соборах Екатеринбургских, Московских и Санкт-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Элла была вторым ребенком в семье. Дети воспитывались в традициях старой Англии.

Их жизнь проходила по строго установленному матерью регламенту. Детская одежда и еда были очень простыми. Три старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин.

Впоследствии Елисавета Федоровна говорила: “В доме меня научили всему”.

В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович

4 февраля 1905 года от взрыва бомбы революционера-террориста погиб князь Сергей Александрович.

Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение.

Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга.

На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении.

Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом.

В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа.

Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) (+1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве.

На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Княгиня сказала в тот день: “Я оставляю блестящий мир …

но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих”.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

В Марфо-Мариинской обители княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: “Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность”. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Сребрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез.

Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова:

“Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят.

Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть.

Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”.

Преподобномученица Елисавета Феодоровна, икона

Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года.

Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.

Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: “Господи, прости им, не знают, что делают!”

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Почитание

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила святую великую княгиню как преподобномученицу в лике святых новомучеников Российских [2].

В современном официальном календаре РПЦЗ под 5 июля значится память “Новопреподобномчц: вел. княгини Елисаветы, инокини Варвары и иже съ ними мучч. князей: Іоанна, Игоря, Константина, Сергія, Владиміра и муч. Феодора” [3].

Все названные лица также включены в месяцеслов Константинопольской Православной Церкви [4].

1 и 2 мая 1982 года, в праздник святых жен-мироносиц, состоялось перенесение мощей преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары из крипты в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. На начало XXI века мощи святых почивают в этом храме; две гробницы из белого мрамора с иконами святых расположены у алтаря.

Весной 1992 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара были также прославлены Архиерейским Собором Московского Патриархата. В 1995 году на месте гибели преподобномучениц был основан Алапаевский мужской монастырь во имя новомучеников российских.

На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления в 2000 году, на шестом клейме изображено убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею – её келейницы Варвары, великого князя Сергея Михайловича, князя Владимира Палея, великих князей Иоанна, Константина и Игоря, а также их преданных слуг.

Молитвословия

Тропарь прмц. вел. кн. Елисаветы, глас 1

Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́.

/ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́,/ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице Вели́кая Княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак прмц. вел. кн. Елисаветы, глас 2

Вели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть:/ во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости,/ страстоте́рпица Вели́кая Княги́ня Елисаве́та/ со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся/ и, убие́ние претерпева́ющи,/ о безбо́жных мучи́телех взыва́ше:/ Го́споди, прости́ им грех сей,/ не ве́дят бо, что́ творя́т./ Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.

Документальный фильм Максима Гуреева “Silentium” (2012 год)

Использованные материалы

[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/m/1/d/25/sxsaintlist.aspx.

[2]  Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара упоминались в заглавии и самих текстах составленной на 4 июля службы Царственным мученикам вместе с другими лицами царского рода, впоследствии получившим отдельные дни памяти – “Служба святому благовѣрному страстотерпцу Царю Мученику Николаю II, святѣй благовѣрнѣй Царицѣ Мученицѣ Александрѣ, святому благовѣрному царевичу мученику Алексію, святымъ благовѣрнымъ царевнамъ мученицамъ Ольгѣ, Татіанѣ, Маріи и Анастасіи, святѣй благовѣрнѣй книгинѣ преподобномученицѣ Елисаветѣ, святымъ благовѣрнымъ мученикомъ царскаго рода, св. преп.-муч. инокинѣ Варварѣ и вѣрнымъ царскимъ слугамъ съ ними убіеннымъ”. – Montreal: Monastery Press, 1982, http://osanna.russportal.ru/index.php?id=liturg_book.menaion…401.

[3]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. – Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013. – С. 91.

[4]  “July 5”, страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, https://www.goarch.

org/chapel/saints?contentid=2343: “Holy New Martyrs Elizabeth the Grand Duchess and the Novice Barbara …

With them are also commemorated their fellow Martyrs: Grand Duke Sergius Mikhailovich; Princes John, Constantine, and Igor, the brethren; Prince Vladimir Paley; and Theodore Remez”.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1713.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.