Молитва с помазанием елеем

Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания » Благоздравница

Молитва с помазанием елеем

Храмы и монастыри трепетно берегут свои святыни: мощи святых людей, иконы, творящие чудеса. Некоторые иконы, равно как и мощи православных святых, источают миро. Его принято бережно собирать и добавлять в вазелиновое или растительное масло. Также в масляные составы добавляют капли лампадного масла из неугасимых светильников, размещенных рядом с мощами и иконами.

Собранное масло разливают в сосуды, которые каждый желающий может приобрести и использовать в лечебных целях. С помощью этого освященного масла улучшается и физическое состояние верующего, и наступает успокоение душевных терзаний и беспокойств. Особенностью действия освященного масла является быстрый и довольно мощный врачевательный эффект.

Помазание
(Фото с сайта pravoslavie.ru)

Елейное масло — символ милости Бога

Оливковое масло с добавлением ароматических компонентов, именуемое елей, проходило освящение с помощью молитвы и активно использовалось для лечения с первых столетий развития христианства.

Освященное масло имеет глубокую символику и является воплощением милости Бога, Божьей благодати, а также соотносится с понятиями благодатной радости и оживления. Апостолы использовали масло для врачевания больных и прокаженных. Обряд помазания маслом сопровождал процесс дарования человеку части Божественного Духа, который с момента окропления маслом пребывал в душе верующего неизменно.

Важное таинство Елеосвящения также связано с помазанием христианина освященным маслом во имя Бога с целью излечения и сопровождения в земной жизни в состоянии исполненности Святым Духом.

Елеосвящение не только врачевало недуги, но и отпускало грехи, то есть приводило христианина в чистое состояние благодарного служения Богу.

Сила Елеосвящения заключалась главным образом в сопроводительной пресвитерской молитве.

Обычное помазание освященным маслом вне рамок таинства также исцеляет тело и врачует душу, но не имеет силы, сопоставимой с эффектом проведения Елеосвящения. Исцеление освященным маслом предполагает лечебный эффект самого масла и его благодатного воздействия, хотя сила молитвы болящего и стойкость его веры также играют большую роль в выздоровлении.

Елей является символом вечного блаженства и вместе с вином и пшеницей выступает пищей, дарованной людям Богом для жизни. Изобилие этих трех продуктов — знак Божьей милости и дарованного спасения. А само растущее масличное дерево выступает символом праведного Божьего человека, готовящего себя для вечной жизни и неуклонно следующего заветам.

Как пользоваться освященным маслом?

Благо от применения освященного масла будет, прежде всего, для каждого истинно верующего христианина. Верно утверждал Апостол Павел, что верующему на благо пойдет все. Освященному маслу не случайно приписывают чудодейственные возможности, но, разумеется, исцеляет не столько само масло, сколько молитвы и сила веры.

Освященное масло особенно быстро поможет тому, кто живет жизнью Церкви, не пропускает Причастие и Исповедь. После службы при чтении дома молитв перед сном советуют осенить себя крестным помазанием освященным маслом.

Наносить масло следует крестообразно от правой стороны к левой, непосредственно осеняя крестом больное место. После нанесения масло можно растирать для лучшего впитывания. Наносится масло либо с помощью специально приобретенной для этих целей небольшой кисточки, либо фитилем свечи.

Какие бывают виды освященного масла?

Освященное масло может быть лампадным, вазелиновым и растительным. Последнее пригодно в пищу. Его можно капать в небольшом объеме на просфору, артос, антидор или любые продукты со стола, а затем вкушать пищу. При вкушении освященного масла обязательно прочесть соответствующую молитву.

Непищевое освящено масло подходит для помазания. В церковных лавках предлагаются как освященные на мощах масла, так и просто лампадные масляные составы, которые также являются освященными. В отношении использования масел в Церкви существуют строгие правила.

Так, например, масло, бывшее на Елеосвящении, нельзя помещать в лампады или смешивать с другими веществами, а также выливать. Елеосвященное масло подобно по силе святой воде, но оно непригодно для окропления домов. Такое масло исцеляет болезни при нанесении на тело, а также бодрит дух здорового при ежедневном утреннем крестообразном помазании сердца и области лба.

Освященное на мощах святых масло тесно связывается с той святыней, к которой относится. Соответственно, помогать в болезни будет Святой, и с молитвами обращаться следует к нему.

Также при помазании подойдет молитва «Отче Наш…» или молитвенное обращение к Богородице.

При незнании молитв не возбраняется своими словами просить об исцелении: при должном усердии и искренности болезнь под воздействием освященного масла отойдет.

Освящение елея
(Фото с сайта pravmir.ru)

Как хранить освященное масло?

Освященное масло относится к числу наиболее почитаемых и оберегаемых Святынь Православия, поэтому хранить флаконы с маслом надлежит в соответствующем месте — рядом с домашними иконами. Масло нельзя размещать рядом с медикаментами, косметическими средствами, в холодильниках.

Как поделиться освященным маслом?

Итогом поездки по дальним Святым местам часто становится приобретение многочисленных редких и особенно целебных освященных масел от мощей. Такие уникальные масла удивительно быстро вылечивают болезни, но и их объем не так велик, что можно раздать масло всем знакомым и болящим.

Дивеевские традиции позволяют в таких случаях подготовить чистый флакон, наполнить его простым растительным маслом и путем сопроводительных молитв освятить на дарение. Молитвы над приготовляемым составом должны непременно включать в себя обращение к Богородице, молитву «Отче Наш…» и молитвенное слово к тому святому, от чьих мощей освящено ваше масло.

Какое освященное масло имеет самую большую лечебную силу?

Масло может быть освящено по разным поводам, но самым сильнодействующим является освященное масло, полученное после проведения Елеосвящения. Этот состав для больного станет наиболее эффективным врачевательным средством.

Масло, освященное у лампад мест великой святой силы, а также привезенное из мест с мощами великих старцев и чудотворными иконами, считается также самым сильнодействующим.

Таким маслом следует мазать болящие участки тела так часто и интенсивно, сколь сильна боль. Наносить можно как непосредственно масло, так и ватный тампон, пропитанный составом, или часть ткани.

Эти материалы впоследствии полагается строго сжечь, но не выбрасывать.

Освященное масло подходит для лечения разных заболеваний, и в зависимости от характера недуга масла не разделяют. При мигренях масло наносят на виски, при бесплодии — на низ живота, при аллергии — на повреждаемые чаще всего зоны.

Источник: http://blagozdravnica.ru/osvyashhennoe-maslo-istochnik-duhovny-h-sil-i-sredstvo-telesnogo-vrachevaniya/

Фото

Молитва с помазанием елеем

   Во времена Ветхого Завета помазание имело важнейшее значение. Оно символизировало  Божье благословение на то или иное служение. Состав миро включал в себя елей и ароматические масла.  Изготовление его было дозволено  только в  целях освящения, и запрещалось в быту.

« А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;  тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;  кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего».  Исх.30:31-33.

  • Священное помазание совершалось при поставление Первосвященника.

«Облеки Аарона в священные одежды, ипомажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.

  И сынов его приведи, и одень их вхитоны,  ипомажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их.  И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал».  Исх.40:13-16.

  • Священное помазание совершалось при избрании на пророческое служение.

 «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих».  Ис.61:1,2.

  • Священное помазание совершалось при поставление на царство.

«И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего».  1Цар.10:1

  Святое помазание делало святыми   служителей.

«Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». 1 Цар. 24:11.

 Апостол Павел давая наставление церкви,  указывает на значение ветхозаветных традиций.

«Все это происходило с ними,  как  образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». 1Кор.10:11.

2. Новозаветная традиция.

     С приходом Иисуса Христа произошла  перемена священства. Евр. 7:12. Красочно и точно об этом сказал Иван Вениаминович Каргель, написав прекрасную работу: «Свет из тени будущих благ». Ветхозаветные  образы  обрели своё естественное  значение.

Христос, греческое слово, означает   Помазанник Божий,  по  еврейски  машиах ,  Мессия.   Христос  (Помазанник) совершает  все три вида служения, которые в Ветхом Завете  совершали люди  избранные  Богом,  призванные Богом.

Христос,  совершая всякую правду, «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»  был истинным помазанником Божьим.

«БогДухом Святым и силою помазал Иисусаиз Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых  диаволом, потому что Бог был с Ним».   Деян.10:38.

  Бог объявляет Христа, священником  по  чину Мелхиседека.

 Закон Моисея исполнен Христом. Теперь на сцену выходит  Благодать Иисуса Христа.  Рим. 10:4.

«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Иоан.1:17.

Бог созидает Церковь, столб и утверждение истины!   Глава Церкви Христос.  Он с церковью в Его Слове.

Дух Святой, Учитель, наставник, научающий нас Слову. Пониманию Слова. Исполнению Слова. Благовестию  Слова.

   В чём состоит новозаветное  помазание на служение?

   Апостольская практика служения, описанная в книге  «Деяния святых Апостолов» и посланиях апостолов, даёт нам  ясные  примеры помазания  Духом Святым.

  • Помазание Духом Святым каждого уверовавшего.

При  рождении свыше, Которое совершает Господь от Слова Божьего и  Духа Святого, совершается  помазание, т.е. крещение Духом Святым и  исполнение  Духом Святом.

«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом»,  Еф.1:13

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».  1Кор.12:13.

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

 1Иоан.2:27. К этому можно добавить слова апостола Павла.

 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои»?

«Приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»

 «Ибо кто познал ум Господень, чтобы  мог  судить его? А мы имеем ум Христов». 1Кор.2:16.

   Отныне,  Дух святой пребывает в сердцах христиан, призыв к труду каждый слышит не  только от окружающих, но непосредственно от Духа Святого.

«Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице».  Деян.8:29.

  • Помазание Духом Святым на служение.

 Такое помазание включает в себя три составляющих.

  •  Дух Святой призывает на служении.   

Ефес. 4:11.  Деян. 13:2.  Ис. 6:8.  Гал.1:15-16.

Помазание заключается во  внутреннем голосе,  призывающем  к служению. Подобно как Филиппу, или Павлу, Дух Божий открывает нужду в деле, и зовёт исполнить это дело во славу Божью. Помазание заключается в  личной  уверенности  призванного.  Подтверждается призванием церкви.

  • Дух святой наделяет дарами для служения.

1 Кор. 12:4-11.  Рим. 12:6-8. 2 Тим.1:6.

Помазание  проявляется  в единодушном  одобрении, благословении  данного человека  на исполнение  поставленной  перед ним задачи.

Такое единодушие есть свидетельство, что данный человек имеет способности и знания (дары Духа Святого)  для исполнения  служения.

  • Дух Святой  посвящает в служение. 

Деян.13: 3.  Деян.6: 6.  Деян. 14: 23.

Помазание заключается в  рукоположении. Это молитва всей церкви с постом. Это молитва служителей с возложением рук.

 Некоторые примеры из Деяний святых апостолов.

Молитва о снисхождении Духа Святого на уверовавших Самарян.

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,  которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

  Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.  Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго».  Деян.8:14-17.   Никаких ритуалов с помазанием.

При  крещении.   Дух Святой сходит на крестившегося евнуха.  «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?   Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно.

Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.  И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.  Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».

   Деян.8:36-39.   Никаких ритуалов  с помазанием.

  • Призвание  на служение Павла и Варнавы.

   «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их».   Деян.13:2,3.  Нет ни одного примера, когда бы апостолы добавляли к молитве, посту, возложению рук и явному  свидетельству Духа Святого, помазание маслом.

 «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».  Деян.14:23.

      Описание исцеления больных, также никоим образом  не связано с чудодейственным    влиянием масла.  Вера, молитва и чудесное действие Божье, вот порядок исцеления больных, который мы видим  в делах апостолов. «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его».  Деян.28:8.

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.  Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

  И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога»; Деян.3:1-9.

«Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них».   Деян.19:11,12.

 Однако, апостол Иаков в своём послании пишет.

 «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».  Иак. 5:14-15.

  Следуя данному наставлению  святого апостола,  евангельские христиане совершают подобным образом молитвы об исцелении.

  В церкви люди испытывают различные страдания. Это могут быть болезни тела, а могут быть и страдания душевного свойства.  Это может быть следствием нерассудительности людей.

 «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

От того многие из вас немощны и больны и немало умирает».  1Кор.11:29,30.

Что делать? Призовите пресвитеров. Исповедуйтесь.

 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». Иак.5:16.  Это очень важная часть молитвы об исцелении. Я скажу, что такое исповедание важнее елея, и даже важнее исцеления. «Чистые сердцем Бога узрят», говорит Господь.

 Совершается молитва. Помазывается елеем больной.  Обыкновенно  лобная часть, или теменная часть головы.  В церквах Евангельских христиан баптистов такое служение в соответствии со словом Божьим  совершается повсеместно.

3. Православная традиция.

 Во многих христианских традициях со временем были приняты видимые обряды помазания. Вот как например это принято в православной церкви.

 Елеопомазание термин  церковный, из православной традиции.  Елей – оливковое масло.  Обряд елеопомазания совершается  путём нанесения маслом креста на лоб. Совершается для прихожан, как благословение.  Прихожане подходят к священнику, становятся на колени.

  Священник наносит крестообразный мазок на лоб прихожанина произнося  при этом слова: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа».   Верующий через елеопомазание получает благословение  для совершения подвига веры, в борьбе с искушениями. Часть литургии.

  В православной  традиции помазание  совершается при крещении, но называется  оно миропомазание.  «В этом случае в елей (оливковое масло) добавляются ароматические вещества.

 Священник помазывает крещённого святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать   дара Духа Святого».

 В это время невидимо подаются крещённому дары Святого  Духа при помощи которых,  он возрастает и укрепляется в жизни духовной.

Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума;  глаза, ноздри, уста, уши — для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всего поведения».  (Из Закона Божьего, составленного Серафимом Слободским).

  • Елеосвящение или соборование.

   Ещё есть служение елеосвящение, или соборование. Это молитва с помазанием над больными. Здесь существует специальный ритуал.

«Это таинство совершается над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

В блюде с пшеницею помещается небольшой сосуд с елеем, как знаком милости Божьей, а к елею прибавляется красное вино в подражание «милосердному самарянину» и в напоминание пролитой на кресте крови Христовой; вокруг же того сосуда ставятся в пшеницу зажжённые восковые свечи и между ними семь палочек, обвитых на одном конце ватою и служащих для семикратного помазания больного. Всем присутствующим раздаются зажжённые свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он, по благодати Божьей, послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из книг апостольских и семь евангельских повествований. По прочтении каждого евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щёки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил Своего больного раба или рабу Свою от телесной и душевной немощи. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает, — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя, — на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует Евангелие и Крест, и этим оканчивается совершение таинства елеосвящения».  (Из Закона Божьего составленного Серафимом Слободским)

   Возможно, что  православную традицию не стоило и описывать, ибо она не исходит из Священного Писания.  Но поскольку  вопрос был именно о елеопомазании, избежать этого не удалось.

Бог, Дух, Иисус, помазание, Святой, Сипко, слово, Христос, Церковь

Источник: http://www.ysipko.ru/o-pomazanii/

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Молитва с помазанием елеем

Соборование. Ответы на вопросы(Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином.

При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина.

Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым.

Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников.

Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление.

Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь.

И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13).

Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8).

Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.

Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати.

Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей.

Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается.

Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.

Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам.

В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII —VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века.

Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн.

Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения.

Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника.

Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…».

В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица .

Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема.

Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания.

Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах.

Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви.

В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…».

Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство .

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashheniya-soborovanie-2/

Помазание елеем – какое оно имеет значение?

Молитва с помазанием елеем

Вопрос:

Когда я заболела, то многие из служителей настаивали на том, чтобы мне сделать елеепомазание. Но я до сих пор не могу понять, почему этому обряду предоставляют такой акцент и внимание. Ведь, если я имею личные отношения с Богом, то если на то будет Его воля, Он и так исцелит, без всяких елеепомазаний?! В чем суть елеепомазания?

Я предполагаю, что ваш вопрос основан на тексте Послания Иакова 5:14. Чтобы дать вам ответ, давайте сначала посмотрим, что говорится в тексте:

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:13-16)

То, что мы видим очень ясно в этом тексте, это следующие истины:

  1. Помазание елеем используется в контексте болезни;
  2. Больной должен призвать пресвитеров Церкви, который помажет его и помолится за его исцеление;
  3. Текст не указывает какая часть тела должны быть помазана елеем;
  4. Помазание должно быть сделано во Имя Иисуса Христа;
  5. Это отрывок говорит более о молитве, нежели о елее. Я преднамеренно отметил слова, которые повторяются в этих стихах. Как вы видите, слово «молитва» повторяется по крайне мере 5 раз всего лишь в 4 стихах. В то время как помазание елеем упоминается только один раз;
  6. Как молитва, так и помазание должны быть сделаны во Имя Господне;
  7. В этом тексте внимание ставится на молитву веры, а не на помазание;
  8. Тем не менее, Тот кто дает исцеление, это не помазание и даже не молитва, а Господь;
  9. Молитва веры исцелит болящего (стих 15);
  10. Больной, если сделал грехи, должен признаться в них если хочет получить исцеление.

Перед тем как продолжить, предполагаю, что некоторые могут не понять.

Что такое «Елей»

Слово, переведенное на русский как «Елей», на греческом будет «элайон», обозначающее – оливковое масло. Это слово использовано примерно 200 раз в Старом и Новом Завете.

Какова значимость помазания елеем в Ветхом Завете

Большинство библейских упоминаний о елее находятся в Ветхом Завете. Использование оливкового масла имело широкое применение в Израиле. Это масло использовалось для приношения жертв в храме, для хлебных приношений, в наполнении священнических кадил, которые использовались в Скинии.

Так как наша тема относиться конкретно к помазанию елеем, в этой статье мы сосредоточимся на нескольких стихах, которые широко говорят о помазании елеем.

  • Исход 30:23-32 – Использование елея для священного помазания Скинии.

В этих стихах оливковое масло было подготовлено специальным образом. А именно:

Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания. (Исх.30:23-25)

Как вы видите, елей из этого текста был не только чисто оливковым маслом, но смесью из лучших благовонных веществ. В 25-ом стихе, все эти благовонные вещества вместе были названы «миро для священного помазания». Именно этим маслом должна была быть помазана Скиния и все сосуды Скинии. После, в 30-ом стихе, Господь говорит следующее:

Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. (Исх.30:30)

Господь запретил Израильскому народу более производить для другого использования такой елей. Этот елей считался святым и не разрешалось помазывать им ни одного человека, кроме священников и элементов Скинии.

Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас. (Исх.30:32)

Этот елей, о котором говорится в этом отрывке, не имеет ничего общего с болезнью, но с освящением. Оно изготовлялось особым образом.

  • 1 Царств 16:13, 3 Царств 1:39 – Елей востребован для помазания царей на трон.

Как Давид, так и Соломон были помазаны елеем в цари.

  • Есфирь 2:12 – Использован с косметической целью.

Значение помазания елеем для Есфири имело косметическую особенность и не использовался в контексте болезней.

Перед первым приходом к императору, в течении 6 месяцев Есфирь помазывалась елеем и другими благовонными веществами.

Все эти элементы были использованы для ее подготовки, чтобы она выглядела как можно лучше, когда она предстанет перед императором. Псалом 45:15 также говорит нам что елей украшает лицо.

  • Псалом 44:8 – Пророчество о Господе Иисусе.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (Пс.44:8)

Это пророчество о Господе Иисусе мы находим подтвержденным и в Новом Завете в Послании к Евреям 1:9 и это помазание елеем ни имеет ничего общего с исцелением от болезни.

  • Исаия 1:6 — Елей смягчает раны

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. (Ис.1:6)

Исаия описывает здесь состояние и наказание Израильского народа. Он говорит о елее как смягчаемой мази, лекарство, которое может смягчить гноящиеся и неочищенные раны народа Израильского.

Что говорит Новый Завет о помазании елеем?

В Евангелиях и Посланиях мы находим меньше ссылок на елей, чем в Ветхом Завете.

Первое упоминание находится в Евангелии от Матфея 25, но оно не относится к помазанию елеем, ни к болезни, но лишь к маслу для светильников десяти дев. Первое упоминание, в котором мы видим, как кто-то помазан елеем, находится в:

Этот отрывок рассказывает случай, когда Иисус послал Своих учеников по два, и дал им власть над нечистыми духами. В стихе 12 и 13 Писание гласит следующее:

Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. (Мар.6:12,13)

В контексте исцеления многих больных ученики использовали масло.

  • Евангелие от Луки 10:25-27 – Причта о добром самарянине

В этом отрывке дается пример мужчины самарянина, который проходил по дороге и увидел избитого и окровавленного человека, лежащего на земле. Самарянин сжалился над этим человеком и:

И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; (Лук.10:34)

Этот отрывок очень ясно дает понять с какой целью использовалось масло, а именно для перевязки раны больного. Также понимаем, что в то время масло и вино были использованы в качестве лекарственных средств.

Интересно, что в книги Исаии и в Евангелии от Луки, масло использовано для обвязки ран.

Ученики, в Марка 6:13, использовали масло для исцеления многих больных в тот же период истории, когда была рассказана и притча о добром самарянине.

Есть еще одна ссылка на помазание елеем в Новом Завете, а именно когда Господь Иисус был в доме Симона фарисея.

  • Евангелие от Луки 7:44-46

Туда пришла грешная женщина и помазала ноги Господа Иисуса миром. Когда Симон начал роптать сам в себе, Господь Иисус сказал:

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. (Лук.7:44-46)

Как вы видите, упрек Господа Иисуса не имеет ничего общего с исцелением или болезнью.

Вернемся к Иакову 5:14 – Заключение

Если мы посмотрим на этот текст в свете всего увиденного, тогда понимаем, что помазание в этом отрывке не относится к «помазанию в цари, помазанию священника, приношения жертвы с елеем, помазание в косметическом контексте или помазание головы». Этот отрывок относится к помазанию в контексте исцеления от болезни. Если мы согласны с этим, то тогда должны посмотреть на все библейские стихи, в которых масло используются в контексте болезни и исцелении, чтобы сделать необходимые выводы.

Исаия 1:6 говорит, что масло смягчает раны, а в Луки 10 (который является контекстом Нового Завета, в котором находится и Иаков 5) видим практический случай, когда масло послужило как лекарство для связывания ран побитого.

Если говорить о случае учеников в Марка 6:13, контекст не говорит нам что Господь Иисус повелел использовать масло для исцеления больных. Скорее всего можно считать, что ученики использовали эту практику, потому что она была хорошо известна в обществе, в котором они жили.

Лично я не нашел заповедь от Бога, кроме Иакова 5:14, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, где бы нам повелевалось помазывать маслом для того, чтобы Бог смог дать исцеление.

Вообще-то и в Иакове 5:14, если внимательно присмотреться, видно, что акцент побуждения/повеления, не ставится на помазании, но на молитве. Прочтите снова стих 14 и вы сами в этом убедитесь.

В помазании елеем нет ничего волшебного. Секретом помазания не является масло, но Имя Господа, которое имеет силу исцелить любую болезнь. Если раньше масло использовалось как лекарство, то сегодня мы имеем и другие лекарства, которые могут решить проблему многих заболеваний.

Однако мы должны понять, что Бог способен исцелить и без лекарства, но в то же время Он их не запрещает. Его пути исцеления различны, будь это через руки врача, будь это через лекарства, будь это через чудо.

Человек не является секретом исцеления также как и елей или любое другое лекарство, но Господь, Который есть Врач Верховный и Всесильный.

Верить в то, что исцеление приходит потому что в оливковое масло содержит что-то волшебное, или символизирует исцеление, у нас нет никакой библейской поддержки для такой интерпретации.

Да благословит нас всех Господь здоровьем.

Источник: https://moldovacrestina.md/ru/pomazanie-eleem-kakovo-znacenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.