Старообрядческая молитва начало

Содержание

Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» в пост

Старообрядческая молитва начало

Предлагаем текст и наиболее полное пояснение к одной из самых известных молитв, читаемых дома и в церкви во время Великого поста.

О значении и глубоком смысле коленопреклоненной молитвы рассказывает епископ Михаил (Семенов) со страниц дореволюционного православного журнала. Позволим себе проиллюстрировать текст фотографиями из нашего архива.

Заодно мы напомним вам о том, как правильно готовиться к исповеди и об уставе о поклонах в Великий пост.

“Господи и Владыко животу моему. Дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене”…

Едва ли есть молитва (после молитвы Господней), которая трогала бы более, чем великопостная молитва св. Ефрема.

Но как странны, по-видимому, ее прошения. Просить освободить от духа уныния, празднословия — но разве это самые тяжкие, самые опасные из страстей? А дух ненависти, сребролюбия и т.д.?

Да, святой Ефрем в своей молитве указал, «собрал» именно то, что представляет самую большую опасность для души, ее спасения.

Молитва преподобного Ефрема Сирина: текст на русском языке

Начнем с текста молитвы и правил по ее чтению:

Часослов 16 века из архива Троице-Сергиевой лавры

Часослов, второй половины ХVІ века с молитвой преп.Ефрема Сирина

Аще ли великий пост

(кроме суббот, воскресений и праздников):

То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон.

В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов:

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Честнейшую херувим… (поклон земной великий).

За молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).

прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru

Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Земной поклон-метание (не касаясь головой пола).

Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон-метание.

Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон-метание.

Следом еще шесть земных поклонов-метаний с молитвами:

Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)

Боже, милостив буди мне грешному (поклон)

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)

Создавыи мя, Господи, помилуй (поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон)

Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.

Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Поклон-метание)

Св. Ефрем прошением об удалении духа уныния начинает свою молитву. Потому что уныние — первая причина, которая может мешать начать работу Господню.

Одни не работают Господу потому, что отвлечены суетой мира; другие — потому, что демон вселил в них дух «отчаяния», «уныния». У них опускаются руки на делание Господне. Им кажется, что они бессильны, не могут. Зло и грех вне их и в их душе кажутся им непобедимыми.

У одного иностранного писателя, умершего на днях [1909 год], есть повесть «Голова Медузы». Там дана хорошая характеристика праздных, по легкомысленному увлечению миром, и одержимых духом уныния людей.

В древности (в преданиях греков) жила Горгона Медуза. На ее голове вместо волос были змеи, и всякий, кто смотрел на нее, каменел под ее страшным взором. Только Персей смог победить Горгону, потому что глядел на нее не прямо, а в отражении своего светлого щита…

На человека иногда смотрят страшные глаза Медузы. Медуза — это символ всего зла, которым полон мир, и того греха, который порабощает душу.

И люди неодинаково относятся к этому зрелищу зла, в каком лежит, по апостолу, мир. Одни стараются суетой мира, погоней за его благами, за мишурными почестями отгородить от себя лик Горгоны.

Они даже не думают о Божьей работе, борьбе со злом снаружи и грехом внутри души, они не видят лика Горгоны. Другие видят, но, не имея упования на Бога, Победителя всякого зла, пугаются и своего греха, и мирового зла — и также опускают руки.

Помните тех, которые плачут у подножия лестницы, не пробуя подняться даже на первую ступеньку.

Об удалении этого пагубного духа унылого бездействия и молимся мы в молитве св. Ефрема Сирина. Мы молимся, чтобы Бог вселил в нас надежду на всесильную помощь, чтобы зло, грех казались нам, как в щите Персея, страшным, но победимым, зовущим к тому, чтобы бороться с ним.

* * *

Однако здесь еще молитва об удалении духа празднословия. Но празднословие — вовсе уж не такой тяжкий грех, чтобы ставить его в начале нашей молитвы?

Нет, не совсем так.

Об одном святом старце (авве Памве Нитрийском) рассказывается следующее. Этот угодник Божий был безграмотен и ходил к одному из братии учиться. Читали Псалтырь. И вот, вскоре после начала «науки», случилась такая вещь. Открыли два старца святую книгу и стали читать… Открылся псалом 38-й.

«Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати языком моим».

Памва прервал чтение и молча ушел в свою келию. Через шесть месяцев учитель встретил Памву и спросил: «Отчего ты не приходил ко мне так долго?» – «Я еще не выучил (конечно, делом) слов Давыда: “Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати языком”». И целые девятнадцать лет он «учит» эти слова, в которых видит начало мудрости.

И в самом деле, разве праздное слово — такая мелочь?

В горных местах, когда путники взбираются на горные вершины, проводники запрещают говорить хоть слово. Дело в том, что одно слово может вызвать страшное сотрясение воздуха, в результате которого могут рухнуть на путников целые снежные лавины. Праздное слово угрожает опасностью жизни.

Но разве этой опасностью не угрожает праздное слово в «долинах», даже опасностью не для тела, а для души? Одно слово может причинить огромный непоправимый вред. Не один раз праздная сплетня отравляла ядом человеческую душу, приводила даже к убийству.

Сколько раз праздное слово окружало невинного человека злым туманом несправедливых обвинений, ломало его жизнь, дотла разрушало мир семьи, ее счастье. И прочее, и прочее.

Потому-то и придется на Страшном суде Христовом дать ответ за каждое праздное слово.

Но, кроме того, пусть даже ваше празднословие не принесет вреда никому. Оно причинит непоправимый вред вам самим. Оно мешает вам сосредоточиться, собрать душу. Празднословие отнимает те дорогие минуты, когда мы могли бы остаться наедине со своей душой и Богом и испугаться ложных и грешных путей, какими идем.

II.

«Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даждь ми зрети моя согрешения еже не осуждати брата моего…»

Мы говорили о духе терпения в своей беседе о лестнице к небу. Я сказал: буду наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать языком моим. Не станем повторяться здесь.

Терпение — прежде всего настойчивость, постоянство в путях добра… Поскользаюсь, падаю я, грешный. Поднимаюсь, иду… Снова падаю, и снова поднимаюсь. Упавши, не остаюсь в грязи навсегда. Не примиряюсь с грехом.

Вот в чем суть терпения…

Терпение воспитывает дар целомудрия, и само, в свою очередь, воспитывается им. Целомудрие — по-гречески «софросини» — не целомудрие в нашем смысле. Не чистота только тела, хранимого от осквернения блудом. Целомудрие есть здоровье духа в широком смысле. Охранение души, ее целостности от ржавчины греха особым «блюдением», особой осторожностью совести.

Замечали вы, как бережет ребенок новое платье в первый день, когда его наденет? Весь он по-детски, наивно настороже… Каждое пятнышко причиняет ему боль, кажется ему несчастьем.

Точно так же должна относиться душа к греху. Чуткая душа должна болезненно-чутко отзываться на всякое пятно, сжиматься при прикосновении греха, как веко глаза, которое обязательно закроется, если поднести к глазу огонь. Вот эта бдительность души, сильно развитая в ней сила сопротивления греху и есть целомудрие.

Но очевидно, что целомудрия не достигнешь без смирения. Дух смиренномудрия — это то же, что нищета духа. Человек, который доволен собой, не считает себя нагим душевно, «нищим», не может искать оздоровления души.

Здоровый или тот, кто по ошибке считает себя здоровым, не пойдет к врачу, не наложит на себя диету (а диета души — то же, что дух целомудрия). Все это сделает только тот, кто искрение скажет в себе: «Я наг. Я нищ, Господи, дай мне одежды. Помоги мне. Одень Своею благодатью».

Потому-то и нужен так нам дух смиренномудрия. А человек, сознавши свою греховность, бдительно хранящий целостность души, может молиться и о духе любви, может усвоить и эту, высшую из христианских добродетелей.

Человек, считающий себя грешником, никого не судит, жалеет всякого «поскользнувшегося»; он сумеет понять, оправдать в своей совести и простить всякого врага и обидчика, и значит, всех по-христиански любить.

Дух смирения, сказали мы, есть сознание греховности, а это сознание греховности дает дух всепрощения. Важность «нищеты духа» и «прощения» для начала христианской духовной жизни так велика, что святой Ефрем еще раз молится о том же: «Даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего…».

«Из своего детства, — рассказывает один проповедник, — я сохранил одно воспоминание.

На заднем дворе лежала каменная плита. Бывало, мы подойдем к ней и поднимем ее. А там — мокрицы, пауки, всякие гады. И мы с испугом закрываем плиту, чтобы не видеть».

Совершенно то же постоянно делаем мы. Иногда приходит на мысль поднять «плиту» совести, посмотреть в глубину души. Но редко мы решаемся надолго остаться наедине с пашей раскрытой совестью, ее язвами. Пугаясь бездны греха, мы стараемся поскорее закрыть плиту, оправдать себя перед собой, «испщевати вины о гресех».

Конечно, при таких условиях невозможно истинное покаяние… Чтобы вылечить язвы, нужно их обнажить, не прятать, а мы прячем раны души не только от других, но и от самих себя. И, конечно, язвы наши не уменьшаются, а растут.

Даже тогда, когда человек вскрывает раны свои перед духовником, он часто внутренне старается оправдать себя, накинуть дымку на грех, – не для духовника, а для себя и, таким образом, прикрывая глубины души плитой, не ужасается своего духовного состояния, не с испугом перед темнотою своего греха приходит к аналою, а с лицемерным самооправданием и уходит неочищенным.

И вот потому-то так усердно молит Церковь и в молитве Ефрема Сирина, и в другой молитве. «Господи, дай нам увидеть прегрешения наши, дай силу не скрывать их от себя, не выдумывать оправданий греха».

1909 г.

Биографическая справка

Павел Семенов (такое имя получил он при крещении) родился в 1873 году. Принадлежал к господствующей синодальной церкви, являлся профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1907 году порвал с официальной синодской церковью и присоединился к старообрядцам. Вскоре был рукоположен в сан епископа, но именно проповедь и писательский труд стали делом всей его жизни.

Старообрядческая периодика и некоторые светские издания дали автору возможность свободного слова.

Читайте подробную справку в предисловии к сборнику трудов епископа Михаила.

Источник: http://tula-rpsc.ru/?p=1321

Старинные славянские молитвы и сильные славянские заговоры — как они работают и в чем помогают

Старообрядческая молитва начало

Тексты славянских молитв и славянских заговоров сквозь века перешли к нам от праотцов. Устно, а также в записях и книгах, они передавались от одного поколения к другому и хранились многими семьями и родами славян.

Правда, большинство заговоров и молитв претерпели существенные изменения. И зачастую, их содержание меняли из злого умысла.

Но и сегодня можно найти первозданные тексты, чью подлинность подтверждают этнографические и другие исследования.

Славянские заговоры на любовь — налаживаем личные отношения

Заговоры на любовь, используемые древними славянами, не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Каким бы невинным вам не показался сам текст, это всегда некое принуждение и насильственное воздействие на волю и чувства другого человека.

В отличие от других шепотков, заговоров и славянских молитв, они содержат в себе темную энергетику. О чем следует обязательно помнить, собираясь прибегнуть к их помощи.

С психологической точки зрения такая любовная практика может сработать благодаря двум аспектам:

  • эмоциональному, — читая ритмичный заговорный текст, вникая в его суть и свято веря в успех, вы можете стать более уверенным в себе человеком и, соответственно более привлекательным для противоположного пола;
  • физическим действиям — они закрепляют и усиливают эмоциональный эффект от славянского заговора.

Если у вас есть на примете парень, к которому у вас сильные чувства, и вы готовы серьезно рискнуть, можете провести специальный ритуал. Найдите березовую рощицу или отдельно стоящую березу. С собой возьмите 3 алые ленточки и немного проточной воды. Ленты на узел завяжите на березе. Чтобы узлы были прочнее, смочите их водой. И говорите:

«Ой, береза, красавица!Помоги мне, помоги!Любви и счастья пошли мне!Как птицы гнезда парами вьют,

Так и я своего милого встретить желаю!»

Проводите обряд в одиночку, текст этого славянского заговора на любовь читайте шепотом, но с твердой и уверенной интонацией. После сказанного, потуже затяните узелки на лентах. Возвращайтесь домой, не оборачиваясь и ни с кем не говоря. Если всё сделали верно, первую весточку от возлюбленного получите в срок от 3 до 7 дней.

Славянские заговоры на удачу — как стать любимчиком фортуны?

Не только славянские заговоры на любовь следует произносить шепотом, да так, чтобы никто этого не слышал и не знал. На заговоры славян, которые привлекают удачу, этот принцип тоже распространяется. Кроме того, существуют определенные требования к самому заговаривающему, например, он должен иметь целые зубы, чтобы заговор не терял силу.

Заговор на удачу

Прежде чем прочесть славянский заговор, обязательно купите себе белую рубаху либо сорочку. В идеале ее следует сшить самостоятельно. Дело в том, что наши пращуры полагали, будто просить помощи у богов нужно только в неношеном одеянии, которое должно сообщить им о чистоте намерений просящего. Еще вам понадобится кувшин холодной родниковой воды.

В вечернее время, перед сном, но до полуночи, поставьте кувшин с водой перед собой и прочтите над ним такие слова:

«Проточная водица,В засуху дай напиться,Чтоб в холод мне тепло,Чтоб в голод мне сытно,Чтоб не люто, а ладно и складно.

Слово мое крепко и лепко, сказано — сбудется.»

После этого 7 раз омойте лицо водой из кувшина и сразу же ложитесь спать, перед сном ни с кем не говоря. После этого славянского заговора, сделанного на ночь, удача и везение станут вашими верными спутниками.

Помните, в заговорном тексте ни в коем случае нельзя заменять фразы или слова, не следует и добавлять их от себя.

И не пренебрегайте психологической подготовкой перед совершением обряда: твердая уверенность в том, что у вас всё получится, а также в существовании древних родовых Сил, способных вам помочь, никогда не помешает.

Мощные славянские заговоры от порчи

У славянских народов отчетливо разграничивались оттенки одного действия: сказать, молвить, изречь, говорить — не одно и то же. В говоре, к примеру, в отличие от речи и молвы, определяющим является ритм.

С его помощью славянские заГОВОРы проникают в тонкие миры, открывая ворота, через которые возможно общение с богами.

Все заговоры можно разделить на два вида: шепотки (их произносят тихо-тихо) и заклинания (их громко декларируют).

Самые сильные славянские заговоры от порчи относятся ко второму типу. Произносите их четко, громко, но без свидетелей:

Защита, Сварог

  1. Заговор от порчи, завистников и дурного глаза

«Во Имя Сварога, Перуна и Велеса!Кровь предков чистая,Сила Небесная!Обереги, сохраниВнука Даждьбожьего [ваше имя]От всякого глаза, от худого часа,От женского, от мужского,От детского, от иного,От радостного, от ненавистного,От наговорного, от переговорного!

Да будет так! Гой!»

  1. Обережный заговор, защищающий от порчи и других бед

Велес

«Завяжи, Велесе,Колдуну и колдунье,Ведуну и ведунье,Чернецу и чернице,Упырю и упырицеНа внука Даждьбожьего [ваше имя]Зла не мыслити!От красной девицы,От черной вдовицы.От русоволосого и черноволосого,От рыжего и косого,От одноглазого и разноглазого

И от всякой нежити! Гой!»

Как и в случае со славянскими заговорами на любовь, для получения нужного эффекта, не достаточно просто прочесть один из этих ритуальных текстов. Если отталкиваться от психологии, вам нужно войти в этакое медитативное состояние:

  • прочувствовать телом ритм текста;
  • нарисовать перед мысленным взором всё, что проговариваете;
  • постоянно держать в уме, что именно вы делаете при помощи заговора (открываете врата для связи с богами).

Только тогда прочтение славянского заговора будет обречено на удачу и принесет вам пользу.

Славянские молитвы о помощи в важных делах

Помощь

Наши предки владели множеством сильных и чистых славянских молитв, сакральных песен и заговоров, составленных в незапамятные времена. Среди них были те, что приносят благополучие и любовь, славянские заговоры во здраву и от порчи и многие другие. Если вы хотите, чтобы они принесли вам добро и помогли изменить вашу жизнь — сами будьте благодушны и сердечны, заговаривая только во благо.

До наших дней дошли некоторые особые молитвы славян, сила которых помогает справиться с разными жизненными невзгодами, сложностями и неурядицами, защищают от завистливых и недобрых людей.

Примечательно, что в большинстве своем составлены они были в самом начале после прихода на Русь православия. Однако, содержат в себе архетипические отпечатки язычества с его многобожием.

В качестве примера приведем старинную заговорную молитву Божьей матери с прошением о вспоможении и поддержке:

«Я, [ваше имя] пойду благословясь, я пойду перекрестясь, правой дорогой пройду и миную беду, а кривую тропу обойду. Матушка-Богородица, дело мое честное, ты мне помоги, чтоб все управилось, чтоб все наладилось. Я тебе низенько поклонюсь, я тебе истово помолюсь, на помощь твою уповаю, тебя и Бога нашего Господа призываю. Аминь.»

Интересный материал: Гимнастика славянских чаровниц

Подобные славянские заговоры и молитвенные тексты издавна оберегали от несчастий, болезней, лихих и глазливых людей. Но чтобы молитва подействовала, не забудьте правильно настроиться перед ее произнесением. Перестаньте суетиться, постарайтесь успокоиться, загляните внутрь себя. И самое важное — проговаривайте заговор или молитву от сердца, тогда она непременно сработает.

Автор – Виктория Калинина

Источник: http://evio-club.com/uprazhneniya/duhovnoe-razvitie/slavyanskie-molitvyi-slavyanskie-zagovoryi/

Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

Старообрядческая молитва начало

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы. Предлагаем вам описание этих молитв, написанное до революции. 

«Молитва — это дыхание души нашей», — говорит святой Макарий.
Долго ли можно пробыть живым без дыхания? Весьма недолго. Так и духовная жизнь наша, не освежаемая и не подкрепляемая молитвой, скоро ослабевает, увядает и замирает.

Посему-то святой апостол желает, чтобы мы не только чаще, сколько возможно, но и непрестанно молились: «непрестанно молитеся, всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом».

Посему-то и святая Церковь учредила на каждый день седмеричное число молитвословий, чтобы поддержать, по возможности, дух своих чад в непрестанном молитвенном расположении.

Судя по сему, казалось бы, что для христианина нет ничего легче и удобнее, сладостнее и приятнее молитвы, подобно как для дитяти нет ничего приятнее беседы с отцом и матерью. И однако же на деле чувствуем другое. Тяжесть плоти бременит душу и влечет ее долу, когда хотела бы она вознестись горé. Заботы житейские приковывают сердце к земле, когда оно и хотело бы побывать на небе в своем родном жилище.

“В молитве” Горюшкин-Срокопудов 1900 г.

Обычные отношения и беседы, ежедневные занятия и встречи развлекают ум наш по тысячам предметов, не дают ему сосредоточиться в самом себе, вознестись, хотя на малое время, к Отцу светов, дохнуть, так сказать, свежим воздухом небесным.

Кажется, все устройство жизни нашей таково, что мы кружимся непрестанно, как в водовороте или вихре, до изнеможения тела и духа, до помрачения разума и чувства.

Оттого самое первое дело нередко становится последним, легкое — трудным, приятное — отяготительным, так что и украдши иногда час, который можно посвятить молитве, мы не знаем как приступить к ней, с чего начать и о чем продолжать.

Божьи люди. Художник Кузнецов Владимир Александрович

Чтобы помочь нам в этом крайне важном и необходимом для нас деле, попечительная Матерь наша святая Церковь установила начальные молитвы.

Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, излагает содержание святых молитв сначала в таких кратких стихах, кои содержат, однако, все роды молитв: прошение и благодарение и славословие. По уставу Церкви, прежде, чем совершать домашнее молитвенное правило и участвовать в общественном Богослужении, мы обязаны положить семипоклонный начал. Читается он так: с первым обычным поклоном произносится: «Боже, милостив буди мне грешному», со вторым обычным поклоном: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя», с третьим: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
За этими тремя краткими прошениями, сопровождаемыми в посты земными поклонами, читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова Рождьшую, Сущую Богородицу Тя величаем».
Этот священный гимн всегда сопровождается земным поклоном, даже в праздник. Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога.

«Един же от них, — сказано в Евангелии, — видев, яко исцеле, возвратися со гласом велиим, славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». (Зачало 85-е от Луки).

За молитвой «Достойно есть», далее читается славословие в честь Святой Троицы, именно: с пятым поклоном, произносятся слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; со следующим поклоном: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь», с последним седьмым: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». Эти три последние поклона в обычное время сопровождаются поясными поклонами, а в посты — земными.Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву.

Все они преломляются в ней, как лучи солнца, проходят через внимание человека и еще раз освещают сознание его своим светом, озаряя все дело искупления рода человеческого, вспоминают при этом Крест — орудие спасения, ангелов, святых, как части той Церкви, за которую Христос страдал на Кресте. Читается эта заключительная молитва, называемая отпуст, так: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». Поклон земной, без крестного знамения.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) В храме

Составляя предварительную часть церковного Богослужения, семипоклонный начал тем особенно важен, что под его воздействием мы можем согласовать свои мысли и свои чувства с мыслями и чувствами самой Церкви.

Благодаря началу, мы удобнее сможем соединить наше сердце с сердцами всех братий наших во единое благовонное и благоприятное кадило для вознесения в Пренебесный Жертвенник, войдя через эти краткие молитвы прошения, благодарения и славословия в духовную атмосферу всеобщей молитвы Церкви Вселенской, которой всегда благоприятно внемлет Отец Небесный.

Из журнала «Правда православия». Спб., 1907 №3

Источник: сайт “Родная Старина”

Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?

Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Молитвы за обед и за ужин

Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Следует ли говорить “Спасибо”?

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://.com/staroveru и http://.com/StarPraz

: https://www..com/groups/staroveru

: https://.com/staroveru

Источник: https://starove.ru/anons/semipoklonnyj-nachal-kak-sredstvo-pristupit-k-molitve/

В чем отличие молитвы старообрядцев от молитв православных

Старообрядческая молитва начало

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века.

Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения.

Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой.

Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения.

Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения.

Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго».

Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом.

В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми».

То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина.

Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества.

Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца.

Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит – «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы.

Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение.

Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» – земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много.

На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/76088-v-chem-otlichie-molitvy-staroobryadcev-o.html

Предлагаем Вашему вниманию избранные работы участников конкурса «Вера и религия в современной России», не вошедшие в итоговый сборник, но отмеченные модераторами и кураторами проекта.

Автор работы — Павел Александрович Кузьминых, студент IV курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работа была написана в 2013 году, по результатам участия в экспедиции летом 2012 года (совместно с Н.

В. Литвиной, с.н.с. Архива РАН, и О.Б. Христофоровой, кандидатом культурологии, докторантом ИВГИ РГГУ). Специфика исследования состоит в том, что оно находится на стыке трёх научных дисциплин – религиоведения, литургического богословия и этнографии.

Верхокамье как историко-культурный регион

Исследуемый регион географически расположен в Западном Предуралье, на Верхнекамской возвышенности. Топоним Верхокамье «приобрел широкую известность в исторических и художественных памятниках уже во второй четверти XVIII века» .

В сответствии с современным административно-территориальным делением к Верхокамью можно отнести населенные пункты следующих районов – Верещагинского и Сивинского (Пермский край) и Кезского (Удмуртия).

Расположение этих земель охватывает территорию примерно 60х60 км.

Верхокамье было открыто для научного сообщества летом 1973 года. Изучение с самого начала велось специалистами разных направлений – историками, археографами, музыковедами, фольклористами, лингвистами, этнографами. За десятки лет работы было выявлено свыше 2000 памятников кириллической письменности.

Отряд экспедиции, в которой довелось участвовать, состоял из трех человек. В состав входили также Н.В. Литвина (с.н.с. Архива РАН) и О.Б. Христофорова (кандидат культурологии, докторант ИВГИ РГГУ). «В поле» участники экспедиции находились с 30 июня по 13 июля 2012 года. Было опрошено около 40 человек, в основном «соборных» (активных носителей традиции).

Также участники экспедиции находились в качестве наблюдателей дважды на крещении староверов-беспоповцев, на службе старообрядцев белокриницкого согласия (на Иванов день), на соборном молении на память апостолов Петра и Павла (у беспоповцев).

Материалы экспедиции зафиксированы на аудионосители (службы, интервью), фотоаппарат (почти 700 снимков), ежедневно велись записи полевого дневника.

Краткая история староверия в Верхокамье

Первые поселения в этой местности появились в конце XVII в., фактически спустя небольшое время после трагичных событий раскола в Русской Церкви. Как сообщают источники, первыми жителями Верхокамья были московские стрельцы, бежавшие сюда более чем за тысячу верст из Первопрестольной .

Уже в то время здесь «проживало около четырех тысяч русских крестьян-старообрядцев, которые держались изолированно и не вступали ни в какие контакты не только с соседним православным русским населением, но и с коми-пермяками и удмуртами» . Через Верхокамье проходил путь из Выга – крупнейшего центра староверия того времени – в Западную Сибирь.

Таким образом, устанавливались тесные связи с традициями поморского староверия. В 1735 году Семён Денисов, глава Выговского общежительства, пишет к верхокамским братьям-староверам: «Дойде к нам в Поморские скиты слышание о вашем боголюбии… в толикое опасное время… в толь удаленной стране» .

В 1866 году случился раздор между двумя наставниками, который к 1888 году привел к окончательному разделению верхокамских поморцев на два согласия – «максимовцев» и «дёминцев».

В настоящее время этот местный раскол можно считать условно уврачеванным благодаря деятельности Московской поморской общины, наставники которой благословили местных духовников на «универсальное» служение . Но не все приняли подобное объединение. Некоторые общины сохраняют верность именно своему согласию и не желают растворяться в чужой идентичности.

В большинстве случаев, даже при утрате религиозной активности, потомки староверов сохраняют как самоидентификацию принадлежность к одному из толков. При переходе в другое согласие приверженность к отеческой вере также часто отожествляется. В с. Сепыч – основном пункте дислокации экспедиции – такая картина видна налицо. Сабурова Матрёна Фёдоровна (1934 г.р.

), перешедшая из беспоповства в белокриницкое согласие, так оценивает свой выбор: «У нас как, дёминская вера. А потом храм-то построили, дак я пошла в храм» . Юридически все “максимовские” и “дёминские” общины входят в РС ДПЦ (Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви). Исследователь Верхокамья, выходец из этих мест, А.

Безгодов современное староверие исчисляет таким образом: «В настоящее время в Верхокамье известно 12 действующих поморских (дёминских и максимовских) соборов… соборных остается немного, а молодежь приобщаться не спешит. Тем не менее, доля кержаков-поморцев в некоторых с/с доходит до 70 — 80 %. Всего в Верхокамье «поморцев по крещению» более 10 тыс. чел.»

Келейная молитва старовера-беспоповца

Общину староверов-беспоповцев (не только в Верхокамье, но и в целом во всем беспоповстве) можно представить в виде двух вписанных друг в друга кругов. Тот, который внутри, будет обозначать ядро общины – так называемый «собор», члены которого именуются «соборными».

А внешний круг будет иметь размытые границы, что означает условную, неопределенную фиксацию носителей традиции и принадлежность к ней. Те, кто во внешнем круге, – это мирские (реже употребляется миряне). Соборные являются костяком общины, они полноценно участвуют в соборном молении.

Стать соборным возможно или до брака или прекратив брачные отношения . Это свидетельствует о сохранившейся у верхокамских беспоповцев старопоморской традиции негативного отношения к браку , считавшемся уже невозможным (и, как следствие, незаконным) в мире «духовного антихриста».

Брачный чин, существующий у поморцев Верхокамья, понимается не как таинство, а всего лишь как форма благословения. Становление члена общины как «соборного» называется по-разному: «приобщиться», «положить начал», «пойти в собор».

Соборные по укладу жизни подобны инокам, что проявляется в фактически монашеской молитвенной практике, в постовой регламентации, отказе от употребления мясной пищи, отказе от светских развлечений. К этому нужно добавить существующую у соборных сложную систему различных запретов, не позволяющих им «мирщиться», т.е. общаться с «миром».

«Замирщение» происходит через молитву или общую трапезу с не-соборными, вкушение запрещенных продуктов, пользование общей посудой с «иноверными», пользование общественным транспортом и т.д. – в общем, путем любых контактов с греховным, падшим миром. «Мирскими» называются члены семей соборных, жители староверческого селения и иногда все, кто не входит в собор.

В области нашего исследования лежит практика именно соборных старообрядцев. Численность соборных как ядра общины весьма невелика – 5-10 человек. Иногда в одной деревне могут распологаться одновременно два собора – максимовский и дёминский (п. Северный Коммунар, с. Сепыч).

В других местах – произошло либо слияние, либо там компактно проживают представители лишь одного согласия. Мирские осознают причастность к своей общине, но жить «по-соборному» стремятся немногие.

Чаще всего «в собор» приходят после пенсионного возраста, «положить начал» – значит, полностью принять образ жизни, наполненный множеством регламентаций и запретов.

Путем интервьюирования информантов (староверов-соборных) были получены материалы, которые можно использовать в качестве источников по литургическому праксису верхокамских поморцев. Общая картина в схематичном виде представлена в таблице.

Ф.И.О., год рождения, место проживания, согласиеТип келейной молитвы
Габов Лев (Леонтий) Давыдович, 1939 г. р., с. Сепыч, максимовский наставникВечером за павечерницу – 2 лестовки (106 поклонов земных, 106 поясных). Также – утром за полунощницу. Зимой и весной – правило по часослову. Епитимья – 17 поклонов в пояс после каждого моления (по лестовке). Перед едой – 12 поклонов с Исусовой молитвой, после – 17.
Патраков Андрей Федотович, д. Соколово, „универсальный“ наставникУтром и вечером – начало , прощение , благословение , обычное начало . По 17 поклонов (святым дню). Епитимья – 17 поклонов. Молитва за живых (за исправленных – 15 поклонов, за неисправленных – 17), за усопших – 15. Зимой – чтение часов.
Климова Дарья Матвеевна, д. СоколовоЗимой – полунощница/павечерница. Летом – утренние и вечерние поклоны (исходные и приходные). Епитимья – 17 поклонов с Исусовой молитвой.
Красносельских Евдокия (Федосья) Кирилловна, 1939 г. р., д. СоколовоУтром — полунощная кафизма. Вечером – молебен (Христу, Богородице, Николе, Всем святым).
Сабурова Матрёна Фёдоровна, 1934 г. р., с. Сепыч, бывшая дёминская, теперь белокриницкаяУтром – полунощница. Вечером – павечерница.
Лядова Акулина Афанасьевна, 1942 г. р., с. СепычЗа полунощницу – 2 лестовки (земная, поясная). За вечерню – 1 лестовка. За павечерницу – 2 (земная, поясная).
Никулина Васса Фадеевна, 1922 г. р., с. Сепыч, максимовскаяПолунощница, утреня, павечерница – по часослову. Моление по лестовке за неисправленные души (по 3 поклона за каждого человека). .

Как видно из вышеприведенной таблицы, практика совершения келейной молитвы у верхокамцев отличается разнообразием и инвариантностью (в зависимости от времени года, которое напрямую влияет на повседневный хозяйственный и бытовой уклад крестьянина-земледельца; по моделям совершения молитвенного культа и пр.).

Однако можно сразу выделить, что первенствующее положение занимает традиция отправления службы по лестовке. Подобное «лествичное моление» встречается в древнерусских памятниках, предназначалось оно для келиотского типа богослужения для одного или нескольких монахов.

История такого келейного правила (Исусова молитва по лестовке) «имеет свои корни в традициях древних отшельников, обитателей пустынь» .

Соборное моление верхокамских поморцев

В ходе экспедиции присутствовать на соборном богослужении у беспоповцев нам довелось один раз – в поселке Фабрика «Северный Коммунар» (Сивинский район Пермского края) на день памяти апостолов Петра и Павла, у дёминских старобрядцев. Можно вывести некоторые заключения, проиллюстрировав их отличительными особенностями верхокамского соборного типа совершения служб.

Во-первых, яркой особенностью соборных молений беспоповцев является отсутствие постоянного места для молитвы (часовни или молебного дома).

Службы, совершаемые соборными в великие праздники или по случаю (поминки, новоселье и пр.), проходят в домах тех староверов (как соборных, так и мирских), которые пригласят к себе на молитву.

Чаще мотивацией к приглашению служит вариант № 2, т.е. по какому-либо случаю.

Во-вторых, в контексте учения в среде беспоповцев о замирщении выделяется в богослужебном праксисе четкая дифференциация «соборные – мирские».

Мирские на молении так же, как и соборные, могут активно участвовать в службе, а именно – петь, читать, творить поклоны, всё, кроме совершения крестного знамения, даже двуперстного(!).

Правом креститься обладают только соборные, т.е. те, кто «под началом».

В-третьих, выявляя атрибутивные характеристики соборного (и келейного тоже) богослужения, можно прийти к заключению о предельной аскетичности традиционного верхокамского праксиса. Проявляется это в образе совершения молитвы (по лестовке), акционарных действиях (земные поклоны, стояние во время многочасовых богослужений), одежде участников богослужения и остальном.

Источник: http://sreda.org/2013/praktika-keleynoy-i-sobornoy-molitvyi-staroverov-verhokamya-kuzminyih-p-a/34014

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.